Ведомственные целевые — значит, для области
Накануне этого события в Минсельхозе на заседании заслушано выступление заместителя губернатора Новосибирской области — руководителя департамента агропромышленного комплекса Виктора ГЕРГЕРТА. По его возвращении в Новосибирск корреспондент «Советской Сибири» встретился с ним и попытался выяснить, чем привлекает Москву наш регион, как строятся отношения с федеральной властью и как удается сообща решать проблемные вопросы.
— Виктор Александрович, почему именно представителя нашей области заслушивали в Министерстве сельского хозяйства?
— На федеральном уровне сформирована перспективная консолидирующая программа развития агропромышленного комплекса, и Минсельхозом заведено правило на каждой коллегии заслушивать руководителей отраслей нескольких российских регионов. В этот раз отчет держали руководители агропромов Тамбовской, Новосибирской и Ростовской областей. Вот там и было сказано, что наш пример достаточно убедителен.
— На коллегии Минсельхоза шла речь о реализации выращенного в прошлом году урожая?
— Елена Борисовна Скрынник задала нам вопрос о мерах, которые предпринимаются в регионах на рынке зерна. Я сообщил о принятом у нас в области постановлении по активизации зернового рынка и высказал мнение, что на уровне субъекта Федерации радикально и эффективно решить эту проблему нельзя, нужно ускорить принятие федеральных решений.
И в Москве, и в Новосибирске на совместном заседании коллегии департамента и совета развития АПК при губернаторе мною говорилось о показателях работы агропромышленного комплекса региона. Производство валовой продукции в Новосибирской области в 2009 году, в сравнении с 2008 годом, увеличилось на 8,3 процента. Намолочено свыше 3,9 миллиона тонн зерна при урожайности 23 центнера с гектара. Надой от каждой коровы составил 3602 килограмма. Валовое производство молока в сельхозпредприятиях возросло на два с лишним процента. Правда, с учетом личных подворий населения произошло некоторое уменьшение валового показателя. Производство мяса увеличилось во всех категориях хозяйств, причем в сельхозпредприятиях — на 11 процентов. Мы выполнили и многие другие показатели, если брать во внимание работу племенных хозяйств, долю посевов элитными семенами, обновление семенного фонда.
Амбициозные планы у нас на 2010 год. Мы намечаем, как минимум, не уменьшить объемы производства продукции. Рассчитываем получить по 3800 килограммов молока от коровы. Сохранить поголовье коров — не меньше 141 тысячи. Производство мяса увеличить на 5 — 7 процентов. Сделать всё в растениеводстве для получения максимального урожая. Тем самым достойно поработать над реализацией ведомственных целевых программ.
— Поясните, пожалуйста, какие это программы? Что они в себя включают?
— Здесь уместно вспомнить начало двухтысячных годов, когда АПК страны был охвачен кризисом кредитно-финансовой системы. К 2006 году у себя в Новосибирской области администрация вместе с депутатами областного Совета пришла к выводу о том, что у нас много разрозненных нормативных документов, которые действуют слабо, и есть необходимость разработать, принять единый закон о господдержке сельхозпроизводства. Такой документ вскоре появился. Господдержка оказывается в форме субсидий и субвенций.
Мы были первыми. Вскоре и на федеральном уровне пришло осознание того, что сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей в стране. Так появился приоритетный национальный проект развития АПК, переросший затем в консолидирующую государственную программу, о которой мною уже рассказано.
На основании этой общей программы регионы страны разработали и выполняют свои программы. У нас реализуются ведомственные целевые программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Новосибирской области на 2009 — 2012 годы», «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2009 — 2012 годы», «Техническое переоснащение сельскохозяйственного производства Новосибирской области на 2008 — 2010 годы», «Развитие льняного комплекса в Новосибирской области на 2009 — 2011 годы», «Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений Новосибирской области на 2008 — 2010 годы».
— Газета очень много рассказывает о том, как переоснащается машинно-тракторный парк хозяйств. Читатели наверняка с интересом узнали бы подробнее и о преобразованиях в животноводстве.
— Технический парк сельхозпредприятий значительно окреп: за три года приобретено техники более чем на 12 миллиардов рублей. Буквально в последнее время у нас в регионе прошло обсуждение программы строительства животноводческих комплексов, рассчитанной на 2010 — 2013 годы. Мы предпринимаем усилия для того, чтобы не ослабить, а усилить инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. Причем если в предыдущие годы мы упор делали на обновление технических средств в растениеводстве, то сейчас ставим задачу и там обновлять технику, но приоритетным направлением инвестиционной деятельности теперь считаем техническое обновление в животноводстве.
Подбираем механизм государственной поддержки строительства животноводческих комплексов на территории Новосибирской области — для стимулирования этих процессов. Мы предполагаем компенсировать до 60 процентов затрат на проекты (но не более трех миллионов рублей на хозяйство-заемщика). Кроме того, компенсируем 30 процентов стоимости оборудования. Тот, кто тратит средства на строительство животноводческого комплекса, может рассчитывать на компенсации по процентной ставке кредитов. Государство компенсирует 20 процентов затрат на приобретение племенного скота для этих комплексов.
В целом господдержка получается достаточно серьезной. Инвесторы, намеревающиеся взять в банке кредитные средства и вложить их в такое строительство, пойдут на это с удовольствием. Озвучив наши инициативы еще в конце 2009 года, мы получили от инвесторов много заявок и можем даже делать выбор.
— И на ком же вы останавливаете выбор — на отечественных или на иностранных предпринимателях?
— Работать будем с надежными — независимо, из России фирма-инвестор или из-за рубежа. В кредитовании банки тоже будут участвовать разные.
На заседании в Минсельхозе очень одобрительно отнеслись к решению властей Новосибирской области на 23 процента увеличить сумму господдержки из областного бюджета, в сравнении с 2009 годом, при плановом увеличении на 15 процентов. Я не знаю в России другого региона, где бы сделали подобный шаг господдержки модернизации сельхозпроизводства. В нашей области бюджетом заложен на эти цели 1 миллиард 555 миллионов рублей.
Расчеты за кредиты расписываются на срок от пяти до восьми лет. Соответственно, и господдержка растянута на это время.
— Разговор идет о строительстве в 2010 году десяти животноводческих комплексов, хотя непонятно, в каком году будет их сдача в эксплуатацию?
— Модернизация животноводства нашей области — процесс открытый. Мы готовы осуществить столько проектов, на сколько хватит средств. Может, это будет и больше десяти комплексов. Программа рассчитана до 2013 года.
— Из чего исходили организаторы, намечая географию строительства животноводческих комплексов? Хозяйства Центрально-Восточной почвенно-климатической зоны — это понятно, но почему взят и Чановский район? Как создать мощную кормовую базу на здешних солонцах?
— В одну из своих поездок прошлым летом я, употреблю это слово, облазал весь Чановский район. Попал в разные ситуации. Был на таких полях, где забывал, в Чановском я районе или в сравнительно благодатном Ордынском. Стояли мы с мужиками-селянами у зерновых и прикидывали, 40 тут будет центнеров с гектара или 42 центнера… Так было там, где соблюдается технология, ведется профессиональная работа с землей. Не скрою, попадались в хозяйствах и такие поля, на которые глаза бы не смотрели. Вывод делаю такой: если грамотно, интенсивно работать с пашней, можно иметь и хорошую кормовую базу, и успешно заниматься производством зерна.
Добавлю, что стараемся соблюсти баланс в подходах к проектам и возможностям хозяйств. Ни в коем случае никому не навязываем своего решения. Сельхозпредприятие делает выбор самостоятельно, а вместе с этим, разумеется, берет на себя и определенные риски. Это нормально — по-современному, по-рыночному: решился расти технологически — государство существенно тебе поможет, но постоянно имей в виду, что риски начатого большого дела — на тебе, а не на государстве.
— Виктор Александрович, можете привести примеры, когда хозяйство останавливает свой выбор не на ультрасовременном и, значит, дорогостоящем проекте, а на более простом, но тоже означающем в известной мере модернизацию?
— Сельхозпредприятие может выбрать оборудование и технологию фирмы «Вестфалия» или, к примеру, «ДеЛаваль», как поступили в племзаводе «Ирмень» Ордынского района. А может руководитель продвинуть вперед производство, воспользовавшись опытом других хозяйств лишь частично, насколько ему позволяют финансовые средства.
Могу рассказать о том, как поступил руководитель хозяйства «Ивановское» Баганского района Виктор Иванович Бамбух. Он побывал в «Ирмени», хорошенько там всё изучил и кое-что применил у себя в Ивановке. В частности, осуществил беспривязное содержание коров и сделал доильный зал. Соединил два коровника переходом, поставил там доильные установки, значительно более простые, нежели в «Ирмени». В итоге облегчилась работа, уменьшились затраты, сокращен обслуживающий персонал.
Виктор Иванович заявлял о том, что поголовье коров в хозяйстве увеличится до 1000 — добился, потом — до 1200. Теперь уже говорит о возможности содержать 1400 коров. И будет у него столько! А надои от каждой коровы в «Ивановском» уже сегодня такие, что его показателям могут позавидовать руководители многих хозяйств Кулунды.
Растет парень, творчески, умно работает, исходя из имеющихся условий и возможностей. А появится достаточно денег — у него уже будет основа для внедрения новых технологий.
— В обществе муссируется вопрос, надо ли нам производить столько сельхозпродукции — молока, мяса или того же зерна?
— Мне тоже доводится это порой слышать. Убедительные аргументы за наращивание производства сельхозпродукции я услышал летом 2009 года на зерновом форуме в Санкт-Петербурге. Специалисты, приехавшие из многих стран мира, говорили о том, что продовольственная проблема для всего земного шара превратилась в одну из самых актуальных. Порядка миллиарда людей на Земле недоедает, а то и попросту испытывает голод. Еще и поэтому у программ наращивания сельхозпроизводства нет ограничительных рамок во времени. Да, мы добились рекордной для нашей области урожайности в 23 центнера зерна с гектара, но в Европе получают по 60 центнеров. Подросли по области до надоев 3600 килограммов, а там продуктивность — под 9000 — 10000 килограммов.
Климат у нас иной, но надо и к этому по-другому относиться. Скажем, у наших 30-градусных морозов есть явные преимущества по сравнению с 30-градусной жарой. Или почему бы нам широко не использовать круглогодичное стойловое содержание коров?
Масса резервов у нас в борьбе за более высокое качество сырья. Мы измеряем качество зерна по клейковине, а за границей уже давно ориентируются на показатели белка в зерне. Там в порядке привычного международные стандарты качества, а наши предприятия только подступаются к ним.
У нас в стране и регионе колоссальные площади пашни, возможности производства продукции растениеводства, молока, мяса. Человечество нам не простит, если мы будем бездействовать. Нам надо расти, и расти в производстве продуктов питания, повышать качество сырья.
— Как можно повысить качество молочной или мясной продукции?
— Недавно беседовал с группой специалистов-предпринимателей, среди которых были руководители передовых хозяйств, эксперты по качеству мяса и даже главный шеф-повар одного из ресторанов. Они дали высокую оценку современным линиям по автоматической сортировке и переработке тушек на Новосибирской птицефабрике, возможностям недавно пущенного в эксплуатацию Кудряшовского мясокомбината.
Обсуждали, например, проблему строительства откормочной площадки по выращиванию герефордов. Разговаривали о том, как научиться выращивать у себя на фермах такое мясо, чтобы оно по технологическим параметрам могло вытеснить менее качественное, но более пригодное для современных линий переработки импортное сырье. Каким должен быть проект площадки? Какие формы господдержки при этом приемлемы?
Переработка продукции всё больше обусловлена сейчас внедрением современных мировых технологий менеджмента, контроля и управления по международной системе качества. К этому идут передовые предприятия.
— Отчасти для того, чтобы иметь возможность выходить на мировые рынки?
— Конечно, чтобы выйти со своей продукцией на экспортные операции. Мы очень долго жили в замкнутой системе. Нас не пускали за границу. Теперь, когда мы открылись, пытаемся интегрироваться в мировую экономику, в мировое хозяйство. Сделать это крайне сложно, но мы научимся этому, хотя и не сразу.