USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Водно-трамвайные схемы развития

Полина ДОБРОЛЮБОВА.
Третьяковка.
Третьяковка.

Чтобы вода не превратилась в дефицит
Схему развития системы водоснабжения Новосибирска, разработанную специалистами ОАО «Сибгипрокоммунводоканал», членам архитектурно-градостроительного совета, возглавляемого мэром Новосибирска Владимиром Городецким, представила главный инженер проекта Нина Хансон.

Поясняя причины появления схемы, реализация которой будет проходить в два этапа — до 2015 и до 2030 годов и обойдется городскому бюджету в очень приличную сумму — 31 млрд рублей, госпожа Хансон отметила, что столь масштабная модернизация — объективная необходимость. Город бурно разрастается, развивается: ожидается, что уже к 2030 году численность населения достигнет 1,7 млн человек. И чтобы не сдерживать эти процессы и не допускать возникновения дефицита питьевой воды, необходимо не только капитально отремонтировать уже имеющуюся структуру, но и существенно нарастить ее за счет новых объектов. По данным разработчиков схемы, на сегодняшний день ежесуточный водозабор в городе составляет 832 тыс. кубометров воды. Благодаря модернизации к 2015 году эта цифра должна вырасти до 915 тыс. кубометров, а к 2030-му — до 945 тыс. кубометров воды. Предполагается, что будут построены новые водоводы в Заельцовском, Первомайском, Октябрьском, Калининском и других районах, появится новый водозабор у Обского водохранилища.

Что касается очистки воды, то данную процедуру разработчики схемы предлагают осуществлять в основном по уже применяемой схеме: качество воды в Новосибирске соответствует всем нормам. Но будут и новшества. Например, предлагается построить блоки суперсовременных угольных фильтров, блок ультрафиолетового излучения, установку для промывки воды и обработки осадков — чтобы исключить сброс загрязненных вод прямо в Обь.

Кроме того, Нина Хансон обратила внимание членов совета на то, что время, когда можно было использовать в качестве основного источника воды лишь поверхностные воды Оби, подходит к концу. И необходимо постепенно разрабатывать альтернативные подземные источники живительной влаги, которые сегодня используются крайне мало и рассматриваются лишь в качестве резервного варианта.

В поддержку данной схемы выступил директор МУП «Горводоканал» Юрий Похил. Он признал, что модернизация системы водоснабжения требует колоссальных средств, однако заверил членов совета, что иного выхода у мегаполиса, нацеленного на развитие, нет. Впрочем, участники заседания и не предпринимали особых попыток с этим спорить. Более всего, казалось, всех волновала проблема более рационального использования водных ресурсов. Так, мэр Владимир Городецкий заметил, что разработчикам, возможно, следовало бы ориентироваться на то, чтобы для хозяйственных нужд использовалась не высококачественная питьевая, а техническая вода. Нина Хансов в свою очередь пояснила, что новая схема предусматривает не только повсеместную установку счетчиков, но и возможность очистки и повторного использования воды. Технической же воды в Новосибирске не будет по той причине, что для ее получения пришлось бы создавать отдельную систему технического водоснабжения. В то же время экономического эффекта такой подход не даст, поскольку стоимость литра технической воды немногим меньше стоимости литра питьевой воды. В итоге схема ОАО «Сибгипрокоммунводоканал» получила одобрение совета.

В светлое будущее поедем на трамвае
Концепцию развития скоростного трамвая в Новосибирске представила заместитель директора ЗАО «НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры» Елена Ногова.

Она также отметила, что данный проект — прежде всего ответ на бурные темпы роста города. Уже сегодня на тысячу новосибирцев приходится 280 личных автомобилей, что существенно осложняет ситуацию на дорогах. В то же время необходимость в общественном транспорте не становится ниже: 75% всех пассажирских перевозок приходится именно на метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Но отвечает ли наш общественный транспорт запросам времени?.. По убеждению разработчиков концепции, нет. Метрополитен, позволяющий существенно разгрузить наземные автострады, казалось бы, идеальный вариант. Но стоимость его строительства крайне высока. И в условиях, когда добиться поддержки из федерального бюджета очень сложно, рассчитывать на то, что новосибирское метро будет активно развиваться, не приходится. По самым оптимистичным прогнозам, к 2030 году может появиться не более двух-трех станций. Что до автобусов, то назвать их удобными ни в одном смысле нельзя: на дороге они занимают много места, в то же время вместимость их крайне невысока, а о комфорте пассажиров и вовсе говорить не приходится. Плюс современного электротранспорта — в его экологической безопасности. Но троллейбусы практически не развиваются уже многие годы, а трамваи и вовсе деградируют: имеющийся подвижной состав выработал свой ресурс на 90%.

Отвечая на естественный вопрос «Что же делать?», Елена Ногова предложила обратиться к опыту европейских городов, где еще в 2004 году пришли к выводу, что оптимальным видом транспорта является скоростной трамвай, сочетающий в себе все плюсы прочих видов транспорта: он вполне экологичен, в то же время способен развивать скорость до 30 км в час, в то время как скорость поездов метрополитена — до 34 км в час, и перевозить значительное количество пассажиров. Докладчица особо подчеркнула, что для реализации данного проекта вполне можно частично использовать уже проложенные по городской территории рельсы. Также для обеспечения удобства пассажирам следует ориентироваться на интеграцию с метрополитеном и железнодорожным транспортом: вплотную подходящие к ключевым станциям, линии скоростного трамвая могут стать превосходным продолжением маршрута и сделать легко досягаемыми такие удаленные территории, как поселок Пашино, жилмассивы Родники, Снегири, Южно-Чемской, район Ключ-Камышенского плато, Краснообск, Толмачево и др. Реализация предлагаемой схемы в итоге к 2030 году позволит создать единый структурный каркас общественных видов транспорта. И заключить мегаполис в транспортный круг, благодаря которому до центра можно будет легко доехать практически из любой точки, в то же время добираться из одного удаленного района в другой, минуя перегруженные центральные улицы.

Представители власти сразу же продемонстрировали, что целиком и полностью поддерживают идею запуска скоростного трамвая. Начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Николай Диденко подтвердил, что метрополитен все наиболее важные направления в городе никогда не охватит. И скоростной трамвай — оптимальное решение проблемы. Председатель комиссии по городскому хозяйству горсовета Игорь Кудин напомнил, что все большее количество горожан страдают из-за неблагополучной, в том числе из-за обилия автотранспорта, экологической ситуации, и трамвай — разумный выход из положения. А заместитель мэра Андрей Ксензов рассказал, что уже получил целый ряд предложений как от европейских, так и от отечественных компаний, готовых наладить производство скоростных трамваев для Новосибирска. В итоге проект получил одобрение совета.