USD 103.7908 EUR 108.8705
 

И куда же нас несёт?

подготовила Наталья МАНТОРОВА
Что ж, за борт так за борт...
Что ж, за борт так за борт...

Причина такого решения на момент верстки номера официально оглашена не была. По другим данным (в том числе по словам почетного консула России в Ванкувере Александра Бардина), глава нашего государства все же будет присутствовать на церемонии. Но вместо него знамя примет сочинский мэр Анатолий Пахомов.

…В пятнадцатый день соревнований Россия, как и накануне, занимала десятую строку в общем зачете с теми же тринадцатью медалями (3 золотых, 4 серебряных, 6 бронзовых). Когда вы получите этот номер, уже узнаете результаты мужской биатлонной эстафеты, оставлявшей — особенно после золотого почина Евгения Устюгова — надежду на чудо. Не исключено также, что сегодня в состязании бобслеистов четверка под управлением Александра Зубкова… Впрочем, хватит прогнозов. Наделались. Поговорим о другом.

За державу, знаете ли, уже не просто обидно. Уже мозг от судорог корчит. Не столько из-за уникального для нас ныне олимпийского «триумфа», сколько из-за недостойного (слегка говоря) нашего же поведения в данном контексте. Ну, проиграли. Давайте это мужественно признаем. Ан нет. Со стадионов только и несется: «Это был не наш день... плохая трасса… плохая погода… плохие лыжи… а что вы хотели — у Максима Шабалина тяжелая травма… нам просто не повезло…» «Команда была отличная, но так сложилась ситуация», — сказал выдающийся хоккеист Александр Овечкин после известного матча Россия — Канада.

Словом, в стрелочники записали едва ли не самого Всевышнего. Но Его-то не проведешь! Вот и указал он нам реальное место в медальном рейтинге после всех наших «неспортивных маневров». Взять только это шоу, когда перед отправкой на Игры сборная России, находясь в храме Христа Спасителя, демонстративно осеняла себя крестным знамением перед телекамерами. А журналист за кадром давился розовой слюной: ну все, мол, мы благословлены — осталось приехать в Ванкувер и забрать уже поджидающий нас там ящик с медалями. Забывая старую присказку: на Бога надейся, а сам не плошай.

«Надо не молебны патриарху заказывать, а реальными делами заниматься», — под такой «шапкой» электронные СМИ, в частности Общая газета.RU, разместили откровение Ирины Родниной, трехкратной олимпийской чемпионки, ныне председателя Центрального совета Всероссийского добровольного общества «Спортивная Россия». Особенно досталось Валентину Писееву, главе Российской федерации фигурного катания, и Леониду Тягачеву, президенту ОКР (Олимпийского комитета России). Приведем, пожалуй, несколько цитат.

По поводу «спорного катания» Евгения Плющенко легендарная спортсменка заметила: «Раньше ответственные за команду фигуристов не на трибунах восседали, а вели колоссальную работу — с коллегами из других стран, судьями, представителями международной федерации. С людьми надо разговаривать, отношение формировать. С Писеевым дел иметь не хотят, у него нет авторитета».

По словам Родниной, спортивные федерации должны заниматься селекционной работой, но вместо этого их руководители «пристраивают в сборные «своих», потом ездят по коммерческим турнирам и собирают деньги»: «В советское время спортивные функционеры не позволяли себе возить на крупные соревнования жен, любовниц, друзей, а сейчас это в порядке вещей. Слишком многие восприняли руководство федерациями как семейный бизнес, частную лавочку».

Насчет спортсменов: «Увы, мы развиваем иждивенчество. Только и слышишь жалобы: то кормят не так, то одевают. Возьмите Фонд поддержки олимпийцев. Предлагала: пусть сначала победят, а потом дадите деньги. Поощрять надо за результат, а не за намерение. Отработал — получи. А нынешние гонорары? Деньги вышли на первый план, а вопросы престижа отодвинулись куда-то на задворки».

И далее: «Вся Россия в шоке... А те, кто ответственен за результат, думаете, сильно переживают? У Леонида Васильевича (Тягачева. — Ред.) все замечательно, он сенатор, его горнолыжный центр под Москвой успешно работает на коммерческой основе. Зато медальные планы на Игры не утверждены. Поняли, что в Ванкувере будет полная, извините, задница, и решили не подставляться раньше времени… В крайнем случае всегда можно перевести стрелки на спортсменов, мол, не проявили волю к победе».

…Тягачев между тем отреагировал на это просто, охарактеризовав «наезд» Родниной как «личное субъективное мнение для того, чтобы показать свое «я». Ну разумеется! Объективно ведь мы — герои! Просто с погодой не повезло…


* * *
Особенно с погодой в доме. Мало нам «веселой» Олимпиады, еще и разборки всякие пошли (как домашние, так и с мировым размахом), которые красят нас в глазах цивилизации всей весьма сомнительно. Давно ли, скажем, плевались мы, глядя на канадских фигуристов, истерично выбивавших себе после победы российской пары второй комплект золотых медалей на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити? А сами-то теперь…

Наш «князь серебряный» Евгений Плющенко завязывается узлом. Да, современная система судейства в фигурном катании остается, мягко говоря, загадочной. Да, субъективизм и прочие подводные (подледные?) камушки могут иметь решающий вес. Да, Олимпийские игры все больше становятся политическими. Но неужто в жертву всей этой накипи непременно надо нести самоуважение? Неужто стоит того закуркованная злобными судьями «золотая игрушка», чтобы в ответ сучить коньками, беспомощно поливать грязью всех и вся, прозывать выступление более удачливого конкурента «балетом на льду», кричать, что фигурное катание идет назад, а на личном официальном сайте размещать сводку достижений: «Серебро Солт-Лейк-Сити, золото Турина, платина Ванкувера. Что дальше?» Фу…

«Плющенко должен уважать своих соперников, — заявил Жак Рогге, президент Международного олимпийского комитета. — Возможно, он сказал обидные слова… на эмоциях, из-за разочарования. Но так вести себя нельзя». Ну, об этом еще древние воины говорили, что соперника уважать надо. Именно это делает тебе честь и подчеркивает твою истинную силу.

Да, возможно, результат выступления Плющенко спорен. Многие эксперты, в том числе американские, считают именно так, сочувственно провозглашая нашего спортсмена «жертвой судейских игр». Разумеется, такая политика, способная закатить фигурное катание незнамо куда, не повод молчать. Можно и нужно дискутировать, разбираться, бить в колокола, взывать мировое сообщество к истине... Но! Как бы при этом быть корректнее? Ибо стремление удержаться на золотом коне с помощью абсолютно чугунной тактики совсем не добавляет чести представителю нашей могучей державы. А заодно и всем нам, ее гордым гражданам…

А вы как думаете?

P.S. Кстати, на Плющенко наши спортивные функционеры просто плюнули. Ни поддержки, ни упрека, ни совета, ничего… Пусть, мол, сам разбирается. Уж такая нынче погода в нашем олимпийском доме.

Фотографии статьи
Надежда Дезидериева-Буда в спектаклях...