Том Сойер будет петь и озорничать
Жанра, в котором «Глобус» в нашем городе является удачливым первопроходцем: «НЭП» с успехом прошел на сцене уже более 150 раз, а «Вестсайдская история» в декабре 2009 года была отмечена престижной всероссийской премией «Музыкальное сердце театра». В номинации «Лучший дирижер» отмечен заслуженный деятель искусств РФ Алексей Людмилин (кстати, главный вдохновитель и автор идеи постановки всех трех мюзиклов), «Лучшая роль второго плана» — актриса Юлия Чурилова.
Новосибирский «Том Сойер» будет российской премьерой мюзикла.
О новой работе «Глобуса», о том, какие задачи ставила перед собой постановочная группа, берясь за это — с одной стороны популярное, и с другой — ни разу не ставившееся как музыкальный спектакль — произведение, рассказывают:
Алексей ЛЮДМИЛИН, музыкальный руководитель и дирижер:
— Я считаю, самое главное, что на сегодняшний день существует в театре «Глобус», — позитивная атмосфера спектакля. Это абсолютно правильное направление, и театр его четко придерживается. Вот «Том Сойер» тоже добрый спектакль. Я не знаю, как новое поколение относится к этой истории, но мы и наши дети выросли на «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна». В детстве я прочел эту книжку раза три, каждый раз получая удовольствие от текста, потому что у Марка Твена фантастический юмор, и весь его юмор в этой книжке есть.
Все, конечно, зависит от того, как подать материал. «Педагогическую поэму» Макаренко точно никто из молодежи, которая приходила на «НЭП», не знал. Они начали писать сочинения в школе на эту тему после просмотра нашего спектакля. А многие настолько заинтересовались этой историей, что прочитали само произведение.
Мюзикл «Том Сойер» задуман нами давно, он специально написан для нашего театра и нигде в России до этого не ставился. Мне очень нравятся эскизы декораций и костюмов к спектаклю. Спектакль должен получиться очень живой, он весь насыщен юмором, блеском, в самой музыке очень много юмора.
Спектакль будет идти под профессиональную оркестровую фонограмму. Партитура «Тома Сойера» написана для большого оркестра, в малом оркестре он просто не будет звучать. Мы записали «натуральную» музыку, исполненную живым оркестром, а также еще сделали кое-где вкрапления электронной музыки, чтобы создать определенный колорит. Например, Индейца Джо в сцене на кладбище музыкально сопровождает электронный орган плюс бас-гитара, от таких звуков очень страшно делается.
Мне сложно сейчас говорить, насколько этот мюзикл будет иметь успех, ведь рождение спектакля по-настоящему происходит, когда он выносится на суд зрителя. Я уверен, что это будет хороший, очень добрый и позитивный спектакль, мы всё стараемся для этого сделать.
Анна ЗИНОВЬЕВА, режиссер- постановщик:
— И наша задача сделать этот спектакль для всех. Об этом есть «указание» от самого Марка Твена: в начале своей книжки он говорит, что эта история, в общем-то, написана для развлечения мальчиков и девочек, но он очень надеется, что это будет интересно и взрослым. Потому что это на самом деле интересно: как мы думали ТОГДА, и какой интересной для нас была ТОГДА жизнь. У нас, у постановщиков, то же самое — и сверхзадача, и адресат…
Мюзикл — жанр неканонизированный. Поэтому никто не может сказать точно, чего и сколько там быть должно. Но это, безусловно, музыкальный спектакль, в котором музыки много и несет она большую смысловую нагрузку. Она у композитора Виктора Семенова не иллюстративна, она богата, и говорит в том числе о подтекстах. Словом, музыка в «Томе Сойере» является одним из главных действующих лиц спектакля.
А поскольку композитор, он же либреттист, буквально влюблен в эту историю, он каким-то невероятным образом сохранил все сюжетные линии книги, и вот мы с ними сейчас разбираемся. Но главная наша линия — рассказ о талантливом мальчишке, который, что называется, мутит стоячую воду и превращает свою жизнь и жизнь городка в удивительное приключение.
В нашем спектакле действие происходит в XIX веке, дети носят платья XIX века и ходят возле домов XIX века, но дело в том, что все эти проблемы, которые тогда их волновали, волнуют всех нас и сейчас… Первая проблема: как вырваться из скучного пространства. Ведь даже сегодняшние дети, в распоряжении которых есть современные компьютеры и множество телеканалов, все равно утверждают, что им скучно. Еще проблема: я кого-то люблю, но не знаю, любит ли он меня, — та же самая и сегодня, и в XIX веке. Ну и, безусловно, каждый подросток хотел бы — и тогда, и сейчас, — чтобы жизнь его была интересным приключением. В общем, мы надеемся, что разговор наш со зрителями будет им интересен. Тем более что в спектакле занята вся молодая часть труппы театра. В нем не будет статистов, и даже в маленьких ролях — все сплошь талантливые и любимые публикой артисты. А главные исполняют Алексей Архипов и Александр Липовской (Том Сойер), Руслан Вяткин (Гекльберри Финн), Никита Сарычев (Джон Гарпер). В роли Бекки зрители увидят Наталью Тищенко и Анну Кармакову.