USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Социально-экономический потенциал сохранен. Впереди —период развития, решения стратегических задач

Обсуждение отчета продолжалось и в кулуарах.
Обсуждение отчета продолжалось и в кулуарах.

Три основные задачи антикризисного управления
Совершенно очевидно, что, анализируя работу в 2009 году, мы должны понимать совершенно особые условия, которые определяли функционирование всех сфер жизнедеятельности, или то, что мы называем сейчас системным кризисом, кризисом финансово-кредитной системы, кризисом экономических субъектов, кризисом рынков.

Внешние условия для всех без исключения субъектов, для большинства граждан были совершенно иными, чем были во все предыдущие годы. Мы понимали, что эти изменения происходят. И принимали антикризисную программу как план действий всех органов исполнительной власти еще в середине 2008 года, поскольку старались как можно раньше и как можно точнее подготовить свою работу к этим, повторяю, совершенно иным условиям. Мы до сих пор еще, может быть, не совсем точно понимаем, насколько это иные условия. Из экономики мгновенно исчезают все кредитные ресурсы. А экономика не может жить без постоянного кредитования. Экономика теряет инвестиции, потому что инвестиции — это, как правило, привлеченные ресурсы.

Все принципиально менялось. И мы должны были акцентировать свое внимание на трех, на мой взгляд, главных качественных задачах управления.

Первое: не допустить существенного снижения уровня и качества жизни граждан. Если падает экономика, если сокращается производство, если теряются инвестиции, если нет кредитов, то, конечно, это прямо влияет на падение жизненного уровня. Поэтому мы даже в текущем моменте не могли допустить, чтобы население существенно ощущало на себе последствия этого кризиса.

Второе: нельзя было допустить потери экономического и социального потенциала. Если начинают закрываться предприятия, если парализуются какие-то производства, если деградируют какие-то сферы деятельности, идет уничтожение каких-то сегментов экономики, это имеет очень серьезные длительные последствия.

И третье: считал очень важным в этих крайне сложных условиях не потерять нашу нацеленность, настроенность на решение долговременных стратегических задач развития региона. Чтобы ни субъекты экономики, ни общественность, ни граждане не потеряли уверенность в своих силах, веру в развитие своего региона и не меняли своих приоритетов. Это была очень непростая задача. Кризис, резко меняющиеся условия постоянно подталкивали нас на решение сиюминутных тактических задач, формировали психологию выживания — выдержать, любыми средствами продержаться. А нам нужно было не выжить, а укрепить потенциал развития Новосибирской области.

Эту триединую задачу мы ставили во главу угла всей работы органов исполнительной власти.

Сохранить производство
Понятно, что основой для решения этих задач были меры по поддержке производственной сферы. Именно в производстве создаются материальные блага, именно производство определяет и текущие, и перспективные возможности как региона в целом, так и его граждан. Стараясь не допустить никаких негативных последствий в данной сфере, мы сформировали и реализовали планы поддержки очень большого числа предприятий. Работа шла в ежедневном режиме, а контролировалась еженедельно специальным антикризисным советом, который я возглавлял, в котором принимали участие и депутаты областного Совета. Мы решали сложную задачу по всем предприятиям строительной индустрии, которые враз потеряли заказы. У нас много таких предприятий, там большая занятость, большая доля в объемах производства.

Очень важно было обеспечивать устойчивую работу предприятий в малых городах, в малых районах. И в этом плане для нашей области принципиально Линёво, где электродный завод и предприятия по добыче антрацитных углей формируют в значительной части и экономический, и социальный потенциал. Металлурги сразу отказались от электродной продукции. Покупатели антрацитных углей (это тоже только металлургия) отказались от договоров на их поставку. Допустить остановку экономики в этом, как сейчас модно говорить, моногороде было совершенно недопустимо. И мы, взаимодействуя с Правительством РФ, с заказчиками и покупателями, сумели восстановить работу этих градо- и жизнеобразующих предприятий с самого начала года.

Вы помните, как болезненно складывалась ситуация на прокатно-металлургическом заводе, когда акционеры его остановили. А завод этот не столько зависит от конечного спроса, сколько от финансовых потоков и поставки заготовок-слябов. Чтобы производить прокат, надо вкладывать очень большую долю оборотных средств в приобретение сырья. Поэтому стояла задача не только поддержать работников, предоставив им дополнительную социальную помощь, задействовав на общественных работах. Принципиально важно было изменить структуру акционеров, обеспечить вложение в завод дополнительных оборотных средств. Причем сделать это летом, когда еще идет ремонтно-строительный сезон. Поэтому задача решалась буквально в течение двух недель. А передать предбанкротное предприятие новым управленцам, новым собственникам совсем непросто…

У многих наших предприятий, в том числе оловокомбината, были сложные отношения с финансово-кредитной системой. Без особой реструктуризации долгов они бы тоже были остановлены. И это тоже нужно было сделать в оперативном режиме. Нужно было поддержать завершение инвестиционных проектов, чтобы ряд предприятий не ушли в долги. И такая поддержка оказывалась заводу «Искра», заводу «Экран», объединению «Север», предприятию «Элсиб» и целому ряду новых предприятий, которые завершали свой инвестиционный цикл. Эта очень сложная работа тоже была проведена в основном своевременно и эффективно. И я благодарен многим нашим структурам, специалистам. Прежде всего Василию Алексеевичу Юрченко, который в основном вел эту работу.

Одновременно было очень важно развивать целый ряд промышленных отраслей, которые могли быть «локомотивами» в период падения рынков. Впервые в этом году ускоренными темпами развивались предприятия оборонно-промышленного комплекса: авиационный завод имени Чкалова, завод имени Коминтерна, объединение «Луч», куйбышевское предприятие «Анозит», Новосибирский патронный завод. Выравнивание темпов промышленного производства и поддержание промышленного потенциала также дали нам предприятия пищевой промышленности, предприятия энергетического и коммунального комплекса, которые смогли в 2009 году выйти на положительную динамику.

Помочь малому бизнесу
Мы считали принципиально важным сохранить активность и дееспособность всей сферы малого бизнеса. Если вы помните, в начале 2009 года все государственные структуры обращали внимание на падение исключительно на крупных предприятиях. И антикризисные меры и правительства страны, и наши в первую очередь были обращены на крупные заводы. Но крупные заводы в нашем регионе — это не очень большая доля валового регионального продукта и занятости. А с малым бизнесом, с индивидуальным предпринимательством связана жизнь около полумиллиона человек! Как не допустить массового превращения этих людей в безработных?..

У нас все годы были программы поддержки малого бизнеса, но они носили, скорее, формально-пилотный характер. Надо было очень быстро, буквально в течение нескольких недель, переломить ситуацию, создать реальную возможность для поддержания данного сегмента экономики. Это можно было сделать только обеспечив доступ малых предприятий к «коротким» кредитам — чтобы можно было быстро кредитоваться. И это должно было иметь соответствующий масштаб. До 2009 года вся помощь малому бизнесу выливалась в 10, 15, 20 млн рублей в год. Что сделаешь на таком массиве за 20 млн рублей?.. Надо было перейти на миллиарды, несмотря на бюджетный дефицит. И это сделано.

Сформирована совершенно новая программа, которая позволила очень серьёзно поддержать многие начинания малого бизнеса. На это было направлено сразу 134 млн рублей. Но это не главное. Был заново создан фонд поддержки малого бизнеса. Мы сразу внесли в его уставный капитал 50 млн рублей, и на основе этих 50 млн рублей и этой программы смогли сформировать активы фонда в сумме более 600 млн рублей. Основные средства привлекли из федерального бюджета: Минэкономразвития РФ признало нашу программу лучшей и вложило деньги. Но и это не всё. Эти 600 миллионов активов превратились в гарантии для сотен предприятий малого бизнеса, которые привлекли кредитов на сумму 1 млрд 100 млн рублей! И сейчас мы ставим задачу вырасти ещё на порядок: если сегодня в неделю оформляем около 15 таких гарантий, то стоит задача оформлять 100 в неделю, 400 — в месяц и не менее 5 тысяч в течение календарного финансового года. Притом кредиты недорогие: банки дают кредит под гарантию нашего фонда под процентную ставку, не превышающую «центробанковскую», увеличенную на 4 процентных пункта. То есть сегодня по этой программе кредиты выдаются под 13%. Это совершенно несопоставимо с той ценой денег, которые предприниматель может получить в банке: средняя цена кредитования сегодня составляет 22%, 25%. А тут — 13%! Это разные вещи и разные возможности.

В программу поддержки малого бизнеса входила и работа с муниципальными образованиями. 32 района и городских округа и 20 поселенческих муниципальных образований приняли такие программы и получили поддержку из областного бюджета.

Стимулировать рынок жилья
Для решения тех трёх главных задач, о которых я говорил вначале, очень важно было сохранить и реализовать меры стимулирования строительного рынка. То есть решить почти нерешаемую задачу. Было совершенно бесперспективно искать инвесторов, которые бы в кризисный год начали строительство каких-то новых промышленных объектов. Рынок «перегрет» бизнес-центрами, торговыми центрами. Поэтому вложить сюда средства, тем более со стимулированием из бюджета, было бы бесперспективно. Но как сделать, чтобы строительный комплекс, сократившийся сразу на три четверти, не погиб в один год?..

Единственным шансом сохранить хотя бы эту оставшуюся четверть было оживить строительство жилья. Но... Все последние годы строительство жилья базировалось на кредитовании и самих строительных организаций, и населения. Никакие банки в первой половине 2009 года кредитов не давали. Более того, они ввели ограничения для застройщиков. У тех была недвижимость, но она не обладала ликвидностью, не могла быть превращена в деньги. И банки начали «душить» строительный комплекс.

В самом начале года, не имея ещё серьёзных перспектив по исполнению бюджета, мы приняли решение, которое позволяло застройщикам получать государственные гарантии бюджета области на достройку любого жилого дома. Гарантия обеспечивала 90% затрат. И мы — единственные в России — сделали эту гарантию безрегрессной.

Второе решение, которое мы в то время приняли, тоже было и до сих пор остается беспрецедентным: всем покупателям жилья на территории области, вне зависимости от возраста и социальной принадлежности, оказывается государственная поддержка. Все, кто покупает жильё на первичном рынке, в домах, которые введены в 2008 и 2009 годах, получают в сумме около 1 млн рублей. При этом 300 тысяч выдается сразу при оформлении ипотечного кредита. Чтобы технически реализовать эту норму, мы добавили уставный капитал областному агентству ипотечного кредитования — чтобы оно первым начало кредитовать и «проложило дорогу» банкам. Сейчас к этому процессу подключились банки. Более тысячи граждан получили эту поддержку. Притом спрос на нее возрастает, как снежный ком. Сейчас я в неделю подписываю 200 заявок от граждан. За счёт этой меры в строительный комплекс привлечено более 2 млрд рублей. Кроме того, мы с конца 2008 года привлекали огромные деньги в виде государственного заказа. Было куплено 1100 квартир для военнослужащих на сумму более 2 млрд рублей. Почти 1,5 млрд рублей направлено на переселение из ветхого жилья и капитальный ремонт жилого фонда. Более 500 млн рублей пошло на приобретение новых квартир для ветеранов Великой Отечественной войны: 306 ветеранов получили новое жилье. Все это позволило ввести в тяжелейшем кризисном году 1 млрд 212 тыс. кв. метров жилья, хотя планировали около 900. То есть на тысячу жителей Новосибирской области — 458 кв. метров! Для сравнения: Красноярский край, имеющий существенно больший потенциал, сдал 850 тысяч, на тысячу жителей — 294 метра; Омская область — 605 тыс. кв. метров, Томская область — 433 тыс. кв. метров, Иркутская область — 593 тыс. кв. метров, Алтайский край — 654 тысячи кв. метров. В среднем по Сибирскому федеральному округу сдано 318 кв. метров на тысячу жителей. Повторяю, у нас 458! И это, безусловно, результат. Среди депутатов много строителей, которые внесли серьёзный вклад в эти миллион двести. Я благодарен мэру Новосибирска Владимиру Филипповичу Городецкому и его коллегам, благодарен нашему департаменту строительства и Владимиру Александровичу Анисимову. Мы вложили из бюджета на все формы господдержки суммы, превышающие 1 млрд рублей. Это требовало очень большой и сложной каждодневной работы.

Бороться с безработицей и бедностью
Два слова скажу о поддержании занятости рынка труда. Понятно, что показатель безработицы всегда очень точно и ясно характеризует состояние экономики и её возможности. И очень важно, что наша служба занятости смогла сработать так, что в 2009 году 86,5 тысячи граждан получили трудоустройство по ее направлениям. Это на 20% больше, чем было в благополучном 2008 году!

Была существенно сокращена с начала года численность людей, занятых неполный рабочий день: с 30 до 5 — 6 тысяч. Семь тысяч триста граждан прошли профессиональную переподготовку. Более 600 человек открыли своё дело. Мы имеем самый низкий уровень безработицы в Сибирском округе и один из самых низких в России — около 2% экономически активного населения.

Понятно, что решение той триединой задачи предполагало и самую энергичную работу по поддержанию уровня жизни людей, их доходов, покупательной способности. Всё, что мы делали, было в принципе подчинено этой задаче. Если бы мы не приняли специальных мер (напомню, в условиях падения доходов бюджета было принято решение о 20-процентном увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы), то по индексу зарплаты имели бы примерно 85%, то есть падение на 15%. То есть так, как реально падала экономика. И по реальным доходам имели бы примерно 92 — 93%, то есть падение процентов на семь. Но мы имеем по доходам населения — реальным доходам, повторяю, с индексированием на инфляцию — 102,5%, когда по России в целом — 100,7%. По реальной зарплате имеем 97,3%. Фактически рост зарплаты в бюджетной сфере области составил: в образовании — 21%; в здравоохранении и соцзащите — 24%; в культуре и физической культуре и спорте — 34%.

Федеральное правительство, тоже имея падение доходов бюджета, приняло решение на 30% увеличить фонды зарплаты всей федеральной бюджетной сфере. А это в нашем регионе достаточно большая доля занятости: все ученые, преподаватели университетов и вузов, сотрудники огромного количества федеральных органов власти и управления. И мы не допустили качественного падения жизненного уровня. Экономика, конечно, меньше выплатила зарплаты, и это естественно. Если завод потерял производство, он уже не может платить столько, сколько платил. Да и те, кто ничего не потерял, тоже пытаются оптимизировать издержки, объясняя это тем, что нет инвестиций, дороже стали кредиты. Многие вполне благополучные предприятия переходили на четырехдневную рабочую неделю. Нам приходилось на координационном совете с очень многими предприятиями просто ругаться. И в так называемом «ручном» режиме и системными мерами обеспечивать уровень занятости.

На 40% увеличился размер средней пенсии. Выполнены все социальные обязательства бюджета. Притом что все они были в 2009 году увеличены по сравнению с 2008 годом. Более того, мы ввели дополнительные выплаты семьям военнослужащих, погибших в локальных конфликтах. Все ЕДВ, вся индивидуальная социальная помощь была в 2009 году выше, чем в 2008-м. На 3 млрд 900 млн рублей оплачено льгот гражданам, которые имеют на это право.

В результате имеем улучшение демографических показателей. Население области впервые за всю современную историю увеличилось на 11 тысяч человек. Рождаемость возросла на 1200 человек и составила, тоже впервые за последние годы, почти 13 на тысячу жителей. Сократилась смертность: она составляет, тоже впервые, 13,9 (у нас всегда был показатель около 16). Разрыв остался меньше одного процентного пункта! И сейчас я ставлю задачу выйти уже на траекторию естественного прироста.

Возрос миграционный показатель. Причем в 2009 году мы получили весь миграционный прирост за счёт уменьшения числа уехавших. Приехавших в область было столько же, сколько и в предыдущие годы.

Главное — развиваться, а не выживать
Итак, все наши основные экономические показатели лучше общероссийских. Хотя, еще раз говорю, структура экономики у нас гораздо сложнее, чем в целом по России. Валовой региональный продукт: мы имеем сокращение на 4%, Россия — на 9%. Объем промышленной продукции: мы потеряли 7,5%, Россия — 11%. Мы имеем самый большой за последние годы рост продукции сельского хозяйства. Улучшились показатели, отражающие уровень криминогенности, что тоже очень важно при решении антикризисных задач.

Но убежден, что даже эти результаты не могли и не должны были быть главными в нашей работе. Главное всё-таки — обеспечить рост, обеспечить эффективное решение долговременных стратегических задач. Поэтому развитие науки, образования, инновационной инфраструктуры мы всё равно рассматривали и в кризисных условиях как основу нашей политики, наших действий. Более 10 млрд рублей вложено в научные исследования. Это тоже один из самых высоких показателей за все последние годы. В 2009 году, как никогда, усилилась работа по развитию технопарковой инфраструктуры: вложено 907 млн рублей, в том числе 516 млн рублей — из бюджета области. И в этом году получаем единственный в России современный технопарк! Строительство уже завершено, но надо еще три-четыре месяца, чтобы сформировать 15 совершенно уникальных технологических производств в этом технопарке. И мы увидим совершенно особый пример и стимул для развития науки, образования и инновационной деятельности.

Именно в 2009 году создавали специальный венчурный инвестиционный фонд. Его активы составляют сейчас 400 млн рублей: 100 млн рублей вложил бюджет области, 100 млн рублей — федеральный бюджет и 200 млн рублей — частный инвестор, отобранный по конкурсу. Сейчас этот фонд будет вкладывать средства примерно в 13 — 14 наиболее эффективных проектов, отобранных нашей областью.

Мы добились решения корпорации «РОСНАНО» о строительстве в Новосибирске двух современных инновационных производств с общим объемом капитальных вложений около 15 млрд рублей. Одно предприятие связано с производством совершенно уникальных наночернил — компания «САН», которая работает у нас в Академгородке и в Бердске. И будет строиться завод по производству литиевых батарей — новых источников тока для энергетики, коммунального комплекса, автомобильного транспорта. Единственный завод в России. И в мире таких предприятий нет. Но так как у нас на заводе химконцентратов есть производство лития, то нам удалось разместить этот завод именно здесь. И это предприятие с очень большой капиталоемкостью и с очень большими перспективами на будущее.

Не могу не напомнить, что опять же в кризисный год мы решились впервые провести инновационный форум «Интерра». Это серьезный форум, позволяющий получить совершенно иную профессиональную и социальную активность граждан и особенно молодежи. Только более 5 тысяч молодых людей принимали непосредственное участие в мероприятиях форума. А еще тысячи были так называемыми пассивными участниками — посещали конференции, концерты, фестивали и так далее. Мероприятие настолько запомнилось в России и в мире (участвовали представители более 30 стран), что мы приняли решение проводить этот форум каждый год.

Второй стратегической особенностью нашего региона является возможность развития транспортно-логистических систем. И в эту сферу тоже вкладывались огромные ресурсы. Именно в 2009 году завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы в Толмачево. Это миллиардный объект. Было сложно, но если бы мы сейчас его не построили, то рисковали бы потерять возможность для будущего развития региона. Первая полоса нуждается в капитальной реконструкции. Прошло бы еще немного лет — и нам пришлось бы вылеты и прилеты осуществлять из соседних регионов. Представляете, как изменились бы возможности Новосибирска, если бы улететь в ту же Москву можно было бы только из Барнаула или из Томска?.. Но миллиардные вложения сделаны! И тут я вновь благодарен и очень многим нашим структурам, и Министерству транспорта — потому что это федеральные деньги. Но давались они, поверьте, сложнее, чем любые антикризисные деньги. Нам все говорили: «Какая полоса? Кризис! Нет ресурсов, нет инвестиций!» А мы вкладывали.

Построен в Толмачево новый грузовой терминал мощностью обработки груза до 300 тонн в сутки. Это тоже очень важно: чтобы в аэропорту занимались не только пассажирскими, но и грузоперевозками, и обработкой транзитных грузов, выполняли логистическую функцию. Всего построено 170 тысяч кв. метров новых логистических терминалов.

Мы продолжали вкладывать ресурсы в инфраструктуру промышленно-логистического парка около Толмачево: 450 млн рублей вложено в энергетику, газоснабжение, строительство железнодорожных подъездных путей, дорог, разработку генплана. Резиденты парка будут получать обустроенный земельный участок по минимальным ценам, не влияющим на инвестиционный процесс.

Продолжилось развитие железнодорожных перевозок. За счет ввода нового моста в Камне-на-Оби наращивались загрузка и мощности среднесибирского хода, а это развитие целого ряда районов Новосибирской области, дополнительный объем работ и дополнительная занятость.

Как бы трудно ни было с бюджетом, мы продолжали вкладывать средства в дорожное строительство, поскольку без дорог нет развития: 8 млрд 650 миллионов вложено. Более 1,5 миллиарда — продолжение Северного обхода. Мы выйдем в ближайшее время на Сокур и изменим многое в логистике северо-восточной части Новосибирска и новосибирских пригородов. Построены принципиально важные объекты для областного центра: продолжение улицы Кирова и дублирование Большевистской. И развязка на Ине, которая позволяет нам сохранить транспортную доступность важнейшего для развития всей новосибирской агломерации, основу которой составляют Академгородок, Бердск, Искитим, южного направления.

Вводились новые объекты телекоммуникаций. Это тоже очень важно для будущего стратегического развития. У нас самая высокая в России доступность средств связи. Доступность интернета составляет сейчас 90%.

Точка роста — сельская экономика
Обратите внимание: я выделяю три точки роста — наука, образование, инновации; транспортно-логистические функции; и.. сельская экономика! Как правило, сельскую экономику принято либо вообще выносить за скобки, либо относить ее к сферам социальной поддержки. Но я утверждаю, что не может быть решения тех двух первых задач, если не развивается, не формируется как эффективная отрасль сельская экономика, если не становится привлекательным сельский образ жизни. Потеряв сельское население, мы превращаем Новосибирск не в инновационный центр, а в центр малообразованных, неработающих бедных людей. Это недопустимо ни при каких обстоятельствах!

Поэтому на селе идет реализация принципиально новых инвестиционных проектов. Кудряшовский свинокомплекс — самое современное предприятие по переработке мяса не только в России, но и в Европе! Запущены новые мощности в Болотнинском районе, птицефабрика мясная в Коченевском районе. Строятся тепличный комбинат в городе Обь, уникальный животноводческий комплекс в Маслянинском районе.

Не уменьшился и размер государственной поддержки сельской экономики: из бюджетов всех уровней сельскими товаропроизводителями получено всего более 3 млрд рублей. В том числе почти 1,5 млрд рублей — из бюджета Новосибирской области. Да, в этом году чуть меньше куплено новой техники: в 2008 году мы вышли на уровень 6 млрд рублей в год, в 2009 году имеем 3,5 млрд руб. Но все годы до этого имели всего 350 млн рублей! Поэтому 3,5 млрд для кризисного года — это не такой плохой результат! Это опять же дает нам возможность повысить эффективность всей отрасли сельского хозяйства. Почти 9 млрд кредитов привлечено сельхозтоваропроизводителями в 2009 году, что на 5% больше, чем в 2008 году. И все они субсидируются по процентной ставке. Муниципальные районы по нашему настоянию сформировали залоговые фонды, что тоже позволяет поддерживать сельхозпроизводство. Мы создали специальный фонд для поддержки личных хозяйств и для малых предприятий в сельской местности — по примеру фонда поддержки малого бизнеса. И уже внесли первые 20 млн рублей в его бюджет. Так что он начинает работать.

В итоге сельские труженики, я уже говорил, получили самый большой урожай. Рост зарплаты в сельской местности составил 20%. 96% хозяйств завершили 2009 год с прибылью.

Управлять программно
Два слова скажу о совершенствовании управления, потому что нельзя решать ни антикризисные задачи, ни задачи экономического роста, не совершенствуя управленческие подходы и принципы.

Мы постарались именно в 2009 году максимально закрепить программно-проектный подход в управлении. Нельзя больше сопровождать процессы. Нельзя просто наблюдать, контролировать и, как сейчас модно говорить, мониторить. Надо ставить конкретную систему целей и задач и, объединяя, интегрируя усилия разных управленческих структур и органов, достигать эти цели. Невозможно уже управлять регионом по отдельным направлениям, по отдельным отраслям. Это должен быть программный, проектный подход со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Считаю очень важной задачу стимулирования экономической активности. Мы не только выделяли средства бюджета на эти цели, но начали создавать целую систему специальных институтов развития, чтобы можно было еще активнее стимулировать инвестиционный процесс. Мы не смогли бы строить инфраструктуру ПЛП без специального агентства инвестиционного развития. Мы не сможем сегодня построить животноводческие комплексы, если не будем использовать механизм специального развития. Мы бы не гарантировали кредиты малому бизнесу, если б не было специального фонда. Как можно выдавать тысячи гарантий в органах власти на Красном проспекте, 18?..

Эти институты развития сегодня изучаются правительством как управленческая инновация. И я считаю правильным продолжить работу в этом направлении, чтобы государственный орган выполнял исключительно государственную функцию, а институты развития (как некоммерческие фонды или как стопроцентные акционерные общества) организовывали и стимулировали процесс развития.

Считаю очень важным совершенствовать качество предоставления государственных и муниципальных услуг. Мы ведь работаем с гражданами, и от качества предоставления этих услуг зависит и активность людей, и их готовность поддерживать начинания власти, и решение всех социально-экономических задач и проблем. Если будет несовершенство в регистрации жилья, строители ничего не смогут строить. Если будет несовершенным механизм регистрации земельных участков, не будет никакого инвестиционного процесса. Если не будет эффективного налогового и организационного регулирования предпринимательства, если трудно будет зарегистрировать предприятие, тоже будут работать только центры занятости. Сначала мы открыли многофункциональный центр в Оби — и получили 76 тысяч обращений граждан! В декабре открыли такой центр в Новосибирске. Это уникальная инфраструктура и технология оказания услуг: в одном месте различные федеральные, областные и муниципальные службы оказывают около 150 видов услуг, причем в самых комфортных условиях! Никакого бесконечного хождения по узким коридорам и унизительного заглядывания в кабинеты чиновников. В электронном виде предоставляются все виды государственных и муниципальных услуг и справок. И уже принята программа строительства таких многофункциональных центров во всех районных центрах и городских округах: до 2015 года мы полностью перейдем на эту технологию.

Очень важным моментом считаю нормативный подход к бюджетированию. Никаких больше смет и баз прошлых лет! Нормативы должны быть по любым бюджетным расходам. Мы перешли на полностью нормативное бюджетирование всей сферы образования. У нас норматив на школьника, на детсадовца, на учащегося профтехучилища. Заранее всем известно, сколько денег будет получено за каждого ребенка, ученика. И это исключает противоречия. Будем ли мы финансировать частную школу?.. Будем, потому что мы финансируем не учреждение, не организацию, а население, ученика, оплачиваем услугу.

Госзаказ в культуре, госзаказ в здравоохранении. Во всех сферах бюджетирования утверждены специальные регламенты и нормативы, внедрены отраслевые системы оплаты труда. Активнее именно в кризисном году, когда денег не хватало, осуществлялся перевод учреждений в статус автономных, потому что автономные учреждения больше экономят и больше зарабатывают — это совершенно очевидно. Уже в автономном состоянии 85% учреждений физкультуры и спорта, 40% учреждений культуры, 15% профессионально-технических образовательных учреждений.

Мы старались в этом кризисном году максимально укрепить местное самоуправление и взаимодействие с обществом. Вы помните, сколько законов и поправок в законы о передаче полномочий принимал областной Совет. Мы убеждены, что развитие обязательно предполагает децентрализацию управленческих функций. Централизовать надо тогда, когда развития нет, когда стоит задача только контролировать и только поддерживать какое-то сложившееся состояние. Да, кризис требовал определенной жесткости в управлении. Но опять же именно в кризисный год было важно демонстрировать стремление к этой децентрализации как стратегии. И мы передавали полномочия, вводили принцип, что больше нет у муниципальных образований денег, которые поступают из областного бюджета. А все средства на реализацию муниципальных функций могут поступать либо по областным программам, заранее известным, расписанным и принятым публично. Либо как деньги, передаваемые по определенным правилам, но свободные, не меченные, и решения по которым принимают органы местной власти. В 2009 году мы принимали решение о том, чтобы лучшие муниципальные районы поощрялись дополнительными бюджетными средствами на развитие. И уже в бюджете 2010 года 11 районов области получают специальные субсидии на развитие в общей сумме 165 млн рублей. И это в условиях кризисного бюджета!..

Всячески укрепляя самостоятельность и настаивая на самостоятельности, мы тем не менее понимали, что невозможно еще по многим направлениям занять позицию, что субъект Федерации выполняет только свои полномочия, а муниципальные полномочия — это не наше дело. Мы с вами приняли законодательную норму, что не может сельский район развивать здравоохранение. Это дорогое дело, и это будет делать областной бюджет по специальным программам, хотя все здравоохранение в районах является муниципальной собственностью и муниципальной функцией. Мы приняли программу поддержки сельской культуры и тоже по программному принципу передаем деньги. Мы создали фонд модернизации коммунального хозяйства сельских районов. Создали областной резерв угля: 100 млн рублей проплатили и 66 тысяч тонн по всей области заложили на склады. И вот сейчас, в морозы, которые удвоили расход угля, мы имеем спокойную ситуацию. И уже из этих 66 тысяч тонн 40 тысяч тонн использовали. Сейчас у нас 25 тысяч тонн — достаточно, чтобы уверенно пройти зиму. Мы приняли закон о том, что размер финансовой помощи поселениям в сельском районе определяет сам сельский район, орган местного самоуправления района.

Я думаю, что все общественные организации, объединения поддерживают проведение конкурса социально значимых проектов. Активность очень высокая: в 2009 году в этом конкурсе участвовало 1300 заявок и проектов! Нам не хватает залов в «Сибирской ярмарке», чтобы показать и посмотреть эти проекты. И 77 проектов получили государственную поддержку.

Мы не мыслим своей работы без коллегиальных координационных советов: их действует более 100! А это означает, что множество экспертов, специалистов и общественников вовлечено в работу.

Я очень ценю и дорожу возможностью регулярно, в среднем три раза в год, обсуждать разные экономические и социальные проблемы в Федерации профсоюзов. Это позволяет принимать новые решения, подсказанные представителями самых массовых общественных организаций, какими являются профсоюзы.

Кризисный бюджет — идеальный баланс
Два слова об исполнении бюджета. Это тоже считаю очень важным, если хотите, уникальным результатом. На самом деле мы кризисный бюджет приняли еще в плановые сроки 2008 года. Все регионы, вся страна весь 2009 год ломала, кроила бюджет. Мы же ввели новацию, зарезервировав значительную часть расходов. Этот резерв расходов перевели в уменьшение доходов и такой сбалансированный бюджет не меняли ни разу. Вносили поправки по увеличению расходов, но ни разу не уменьшали никакие расходы. И исполнили бюджет! Причем без фактического дефицита. Более того, если рассуждать в экономических категориях, мы исполнили бюджет с некоторым профицитом: у нас размер внутреннего долга на 1 января был выше, чем на 31 декабря. Мы привлекали деньги, но мы и отдавали платежи по предыдущим облигационным траншам и займам. И в целом отдали денег больше, чем привлекли сверхдоходов. Закончили год практически без кредиторской задолженности. Это тоже результат принципиально важный. Мы можем с первых дней января 2010 года реализовывать программу 2010 года. Мы даже в благополучные годы с вами первых три-четыре месяца рассчитывались за старый год и не могли начать новые программы.

Совершенно очевидно, что, ставя задачи на 2010 год, мы ни в коей мере не удовлетворяемся тем, что имели в 2009 году. Мы сохранили потенциал развития, но задачи 2010 года совершенно иные. Мы считаем этот год временем развития. Конечно, кризис будет очень серьёзно чувствоваться. Чтобы быть конкурентоспособными на рынках, нужно выпускать новую, более качественную продукцию. Это сложно, требует обновления основных фондов, технологий. Мы стимулируем этот процесс, но понимаем, что он ещё далеко не завершен. Бюджеты, балансы, финансовое состояние предприятий тоже остается очень сложным. Банки вынуждены были в 2009 году, скорее, заниматься санацией, но они постараются в 2010 году проводить оздоровление и будут гораздо жёстче требовать от предприятий и организаций возврата тех или иных кредитов, которые есть в обороте. Мы понимаем, что в этих условиях предприятия и экономика не дадут нам дополнительных доходов в бюджет, и, следовательно, мы строим бюджет в основном на сложившейся финансовой базе. И тем не менее все задачи 2010 года нацелены на достижение существенных, качественных темпов роста. Мы должны прирасти и в производстве, и в инвестициях, и в науке, и в инновациях, и во всех социальных программах. Очень важный момент — принятие закона о региональных добавках к пенсиям: совершенно определённо говорю, что в 2010 году число людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократится, как минимум, вдвое. То есть таких граждан у нас будет не более 8%, и в основном это будут люди уже с некоторыми асоциальными нарушениями. Ни одного пенсионера с доходом ниже прожиточного минимума не будет. А сегодня именно пенсионеры в этом списке составляют примерно 130 — 140 тысяч. В ближайшие недели я внесу в областной Совет проект закона о дополнительных мерах государственной поддержки многодетных семей. Мы готовим законопроект о принятии дополнительных мер соцподдержки молодых семей, которые не могут реализовать своё желание по содержанию ребёнка в государственном или муниципальном детском дошкольном учреждении. Тоже, вероятнее всего, предложим специальные выплаты. Мы подготовили предложение о введении новой формы господдержки жилищного строительства в сёлах. Даже не в райцентрах, а именно в сёлах. Это будет прямая безвозмездная субсидия, компенсирующая значительную часть стоимости квартиры или дома, которую будет получать юридическое или физическое лицо. Единственное условие: этот дом должен соответствовать определённому уровню комфортности. Убеждён, что, даже купив очень много новой техники, обеспечив высокую зарплату в сельской местности, мы не закрепим сельское население, если не обновим коммунальный, социальный облик, не изменим образ жизни.

Именно в 2010 году мы ставим задачу существенно обновить и укрепить территориальную политику. Будем находить дополнительные точки роста в разных районах и городах области. Предлагаем в наш закон «О поддержке инвестиционной деятельности» ввести для 25-ти сельских районов особый режим хозяйственной и инвестиционной деятельности, чтобы налоги были принципиально ниже, чем в целом в России и в нашей области. Ставим задачу повышения качества управления. Речь идет об интеграции органов исполнительной власти и образовании правительства Новосибирской области.

Словом, я нисколько не обольщаюсь результатами 2009 года. Они позволили решить главные задачи, укрепить рейтинговые позиции региона, сохранить потенциал развития. Но я никогда не буду удовлетворен темпами и качеством этого развития и роста! Мы должны идти быстрей, мы должны идти энергичней к достижению поставленных нами стратегических целей! Времени у нас крайне мало, и я хочу, чтобы мы это время эффективно использовали.

Фотографии статьи
Осилят ли нынешние буренки такие горы зерна? Вопрос, конечно, интересный, и не только для заместителя начальника управления сельского хозяйства Татарского района Юрия Зембицкого (на снимке). Но опыт чановцев уже многим подсказывает верный ответ...
Подарок от чистого сердца представляет художник Виктор СТАРАДЫМОВ.