USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Деньги работают на человека

Нина ЕГОРОВА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.
В доильном цехе операторы Татьяна Шельская и Павел Муренко.
В доильном цехе операторы Татьяна Шельская и Павел Муренко.

Хозяйство помогает воспитывать и учить детей, поддерживает ветеранов. На первый взгляд, и в производстве нет потрясений. Много десятилетий племзавод работает стабильно, наращивая объемы производства. Не стал исключением и 2009 год. Серьезную прибавку получили и в животноводстве, и в растениеводстве. Собрали рекордный урожай — по 47 центнеров зерна с гектара. Результаты же в животноводстве поистине уникальны: от каждой коровы получено по 9778 килограммов молока. Это на тысячу килограммов больше, чем в предшествующем году. Рекордистки здесь дают по 14 — 15 тысяч! Имея в дойном стаде 2400 коров, ирменцы произвели за год 23 тысячи тонн молока.

Тем не менее председатель Юрий Бугаков замечает, что говорить нынче об экономических результатах сложно. Нет, они, как всегда, ошеломляющие — 160 миллионов рублей прибыли! Но это на 30 миллионов меньше, чем в предыдущем году. В связи с обвалом цен на рынке зерна производители его оказались в очень тяжелой ситуации. В «Ирмени», например, вместе с остатком предыдущего сезона лежат на складах 50 тысяч тонн! И если по итогам 2008 года зерно дало хозяйству 40 миллионов рублей прибыли, то за прошлый — всего 6 миллионов.

Купить зерно желают вообще-то многие. Только цены они предлагают ниже себестоимости, и хозяйства области придерживают хлеб. Однако вопрос в том, чем все это кончится? Ирменцы из урожая прошлого года не продали пока ни тонны. «Чтобы зерно было убыточным — это ненормально как в экономическом, так и моральном отношении», — говорит Бугаков. И даже у него предстоящая посевная «вызывает очень серьезную тревогу».

В «Ирмени» всегда умели жить по средствам. Нынче, например, планируют увеличить долю пара в севообороте с 18 до 20 процентов. И не только потому, что зерно лежит. Получив такую урожайность, здесь из почвы вынесли огромное количество питательных веществ. Восполнить их запасы можно только минеральными удобрениями (хотя в «Ирмени» очень много работают и с органикой). И каковы же будут затраты на подкормку, если аммиачная селитра сейчас стоит 7,5 тысячи рублей, и за каждую ее тонну придется отдать больше двух тонн зерна?! Но при таком высоком технологическом уровне, как здесь, одной селитрой не обойтись. Нужны сложные удобрения. И сколько бы вы думали они стоят? Пятнадцать (пятнадцать!) тысяч рублей тонна. По цене эквивалентно пяти тоннам зерна.

«Ирмень» спасает, конечно, молоко. Вернее, его переработка. В этом году реализация молочных продуктов дала прибыли на 20 миллионов рублей больше. Справиться с солидным поголовьем помогают современные технологии. За три последних года в животноводстве здесь провели широкомасштабную реконструкцию коровников. Были построены и новые. И сейчас все дойное стадо переведено на беспривязнобоксовое содержание и доение в доильных залах. Со строительством первого зала на комплексе (это одна бригада) ежегодно стали прибавлять по тонне молока. Последний зал со шведским оборудованием (на четвертой бригаде) ввели в эксплуатацию в прошлом году.

Новое оборудование помогает управляться с трудными задачами, которые так или иначе возникают при производстве молока. На ферме исчез тяжелый физический труд. Учет продуктивности коров, контроль их здоровья компьютеризированы. Высокий уровень автоматизации доения гарантирует абсолютную гигиеничность производства молока и высокое его качество. Животноводы в «Ирмени» шутят: «Мы внедряем новшества, а потом наука идет за нами». Так было и с доильными залами. «Когда запускали первый, у кого только ни пробовали учиться, пока сами не дошли до всего своим умом, руками, опытом специалистов и доярок, — рассказывает начальник животноводческого комплекса Александр Попов. — Теперь у нас своя технология, как и свой ирменский тип скота».

Ирменский доильный зал — отдельное незабываемое впечатление. Чистота, поблескивает оборудование, звучит музыка, в комнате отдыха мягкие диваны, в коридоре цветы. Дежурная в доильном помещении моет окна. И это не санитарный день, а ежедневная уборка, как нам сказали. Доярки в красивой форме. Работают они в три смены по два человека. В прошлом году звено первого зала получило за год по 10935 килограммов на корову. Сегодня смена Татьяны Шельской и Павла Муренко. В паре они третий год. Перерыв. Животноводы пьют чай в уютной комнате отдыха. А пообедать на комплексе можно в столовой.

Перерабатывается в «Ирмени» и мясо. Но даже с учетом этого его производство едва удается свести на ноль. Проблема вновь в ценах. Дело в том, что «Ирмень» выпускает продукты из чистого мяса, а стоят они столько же, что и изделия с добавлением сои и прочих наполнителей, уплотнителей, ароматизаторов. Это, конечно, экономический нонсенс. Но наш покупатель еще не готов голосовать рублем за качественные продукты. И вовсе не потому, что не разбирается в них. Просто покупательская способность у «уважаемых россиян» весьма невысокая. Отсюда отчасти и перепроизводство зерна в стране.

В такой ситуации возникает вопрос, а нужно ли тогда наращивать выпуск сельхозпродукции вообще? Бугаков никогда не сомневался в выгодности аграрного бизнеса. Другое дело, что правила игры на этом рынке необходимо здорово подкорректировать. Нельзя же все проблемы экономики на протяжении многих лет решать за счет крестьянства! О планах на будущее у него один ответ: двигаться вперед. Сейчас здесь завершили реконструкцию в животноводстве (сделали все по максимуму на будущее), и снова больше средств можно будет направить на соцкультбыт, строительство жилья. Заработанные деньги в «Ирмени» в конечном итоге всегда работают на человека.

Фотографии статьи
Юрий Бугаков.