USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Ржавые трубы сменят на конкурсной основе

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото автора.
Директор фонда модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области Виктор Спирин.
Директор фонда модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области Виктор Спирин.

В офисе, где разместится фонд, завершался ремонт, штат сотрудников был не сформирован… Но Виктор Николаевич охотно согласился на интервью-презентацию, потому что основные задачи ему уже были ясны, концепция работы и бюджет на 2010 год согласованы с руководством области. Де-факто Спирин был весь в работе.

— Виктор Николаевич, о том, что жилищно-коммунальное хозяйство не только области, но, пожалуй, и всей страны нуждается в коренной модернизации, в последние годы говорят очень много. Нельзя отрицать, что есть и положительные примеры, но в целом пока от людей больше нареканий. Как новый фонд способен улучшить положение дел, какие вообще перед ним ставятся задачи?

— В уставных документах одним из первых пунктов значится: «Фонд образован в целях создания благоприятных условий для обеспечения коммунальными услугами населения и потребителей».

— Звучит общо и малопонятно. Раньше, получается, условия были неблагоприятными?

— Согласен, нужны пояснения. Наш фонд находится, можно сказать, в структуре областной администрации, существует самое тесное взаимодействие с департаментом строительства и ЖКХ, нашим учредителем. Но еще в октябре, когда меня приглашал для беседы губернатор области Виктор Александрович Толоконский, он сказал, что возникла необходимость решить часть проблем, напрямую заниматься которыми власть не успевает, да и не должна. По сути, необходима профессиональная структура, которая займется конкретным направлением.

А благоприятные условия для обеспечения коммунальными услугами — это то, что каждый человек ежедневно испытывает на себе. Тепло ли в его квартире, горит ли свет, бежит вода из крана… Ну и цена, в которую это всё обходится. Людей легко понять — тарифы на услуги ЖКХ растут постоянно, но качественного прорыва в предоставлении услуг не происходит.

Можно продолжать латать старые теплотрассы и водоводы, повышать тарифы, которые по большей части будут уходить на очередные ремонты, — это замкнутый круг. А необходимо проводить замену стальных коммуникаций на современные, полиэтиленовые, вместо огромных, малоэффективных котельных устанавливать блочно-модульные — мощные и экономичные. Причем это не просто фантазии: в нашей области в некоторых муниципальных образованиях уже воплотили в жизнь то, что большинству только предстоит.

— Говоря о модернизации и развитии ЖКХ муниципальных образований области, имеются в виду только сельские МО? Ведь крупные поселки и города, и Новосибирск в том числе, также являются муниципалитетами?

— В Новосибирске все-таки ситуация более благоприятная, а вот в сельской местности всё гораздо проблемней. Устаревшая, ветхая инфраструктура, громадные советские котельные с маломощными котлами, раздутые штаты сотрудников, практически полное отсутствие интереса со стороны бизнеса. Поэтому мы в первую очередь ждем большой активности именно со стороны руководства небольших муниципальных образований: положение дел там хуже, но, объективно, им легче будет получить финансирование. Главное, чтобы программа модернизации ЖКХ была понятной и быстроокупаемой.

— То есть вопрос не стоит так, чтобы раздавать деньги всем подряд?

— Нет, конечно. Во-первых, в областном бюджете просто нет таких средств, активы фонда на 2010 год составят около 300 миллионов рублей. Во-вторых, нашей основной задачей является именно создание конкурентной среды: в расчет, как я уже говорил, будут приниматься экономическая эффективность и сроки окупаемости программы, процент софинансирования со стороны муниципальных образований. Ведь, по большому счету, именно на местах люди заинтересованы сильнее, и чем больше они вкладывают, тем выше уверенность в реализации их программ.

Если бы мы работали по старым схемам, то с каждым годом приходилось бы выделять всё больше средств из бюджета. А наша цель — сделать наоборот, создать условия для привлечения бизнеса, частных инвесторов. Также со временем обязательно попытаемся войти в существующие федеральные программы.

— Но какой интерес для бизнеса, там ведь не на чем заработать — большая часть тарифов уходит обратно в бюджет?

— Само по себе ЖКХ, конечно, обуза, но в прицепе с основным бизнесом — в самый раз. Крупные животноводческие комплексы, предприятия переработки, промышленные производства — в муниципальных образованиях области их огромное количество, многие принадлежат частникам. Для них гораздо эффективнее вложить деньги в модернизацию, сократив расходы на отопление и содержание административно-управленческого аппарата. Бизнесмены же очень хорошо считают свои деньги, просто так их тратить не станут.

— Виктор Николаевич, давайте вернемся непосредственно к фонду. Каким будет его штат, чем конкретно люди будут заниматься?

— Вместе со мной будет около 15 человек, и основной работой будет анализ представляемых муниципалитетами программ и контроль использования бюджетных денег. При случае можем и обратно отозвать.

— Изначально рассматриваете форс-мажорные ситуации?

— Уверен, что они практически исключены. Причем страховаться будем еще на стадии рассмотрения программ, ведь большинство людей в нашем фонде будут профессионалы с большим стажем практической работы в системе ЖКХ. В штате обязательно будет специалист по газовому оборудованию, водоснабжению, теплоэнергетик. Если они дают положительное заключение, то ошибки исключены по определению.

— А, хорошо зная ваш, Виктор Николаевич, послужной список, скажу, что ничуть не удивлен выбором кандидатуры директора фонда.

— Да, губернатор мне примерно также сказал. Все-таки я 11 лет проработал главным инженером и директором Сузунского ЖКХ, затем почти 9 лет был главой администрации Сузунского района. То есть и как профессионал, и как управленец — в теме. Теперь горю желанием применить весь опыт на более высоком уровне.

— Вы готовы к тому, что одной из главных оценок работы коммунальщиков, без разделения на своих-чужих, по-прежнему будет оставаться не качество, а стоимость услуг? Тем более что от работы вашего фонда рост тарифов не зависит?

— Тут я с вами не соглашусь: да, тарифы будут расти, но наша задача — сделать их рост не шокирующим, а плавным и понятным простым людям. Если после установки модульной котельной расходы топлива сокращаются в три раза (знаю на примере Сузунского района), если полиэтиленовые трубы не нужно каждый год варить, без конца раскапывая-закапывая магистрали, то невольно возникнет вопрос к людям, предоставляющим услуги: откуда такие расценки? Всё должно быть логично и экономически обосновано, а не как Бог на душу положит.

— Офис ремонтируется, штата нет, устав еще не зарегистрирован, но вы уже фактически весь в работе. Про новый фонд, его задачи уже известно в области?

— Я приступил к работе с 18 января, а не позднее середины февраля фонд будет официально зарегистрирован в органах юстиции. Уже провел ряд встреч с представителями муниципальных образований: люди знакомятся с уставом фонда, с порядком предоставления денежных средств. Времени не так много, ведь к маю мы уже должны начать финансирование первых победителей конкурсного отбора. Летом люди должны работать, чтобы вступить в зиму с модернизированной коммунальной системой.