Закон о торговле умерит аппетиты сетей
Ограничены и аппетиты ритейлоров: по нормам закона компания, доля которой в общем объеме всех реализованных на территории продовольственных товаров в денежном выражении превышает 25%, лишается права приобретать или арендовать дополнительные площади торговых объектов. Ограничение применимо как к субъекту Федерации, так и к каждому муниципальному району или городскому округу. В законе также зафиксированы предельные сроки расчета с поставщиками за продовольственные товары — 10 рабочих, 30 и 45 календарных дней в зависимости от срока годности продукта (до 10 дней, от 10 до 30, свыше 30).
Лариса Яркова, начальник областного управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг, на брифинге так прокомментировала нововведения:
— На сегодня в России вообще не существовало закона, который бы определял сферу деятельности торговли как таковой. Теперь правительство определило в планах на этот год создать региональные программы развития торговли.
По сути, это единственный инструмент, с помощью которого мы можем ежеквартально аналитически развивать информацию и отслеживать развитие торговли в городах и районах области.
Таким образом, появляется механизм и инструмент, регламентирующий развитие торговли.
Законом также предоставлена возможность вести мониторинг ценовой политики. До этого анализировалась средняя цена за товар, сейчас мы можем сравнивать нижнюю и верхнюю планки цены за продукцию. Например, если сегодня средняя стоимость молока одного литра с жирностью 2,5 процента составляет 26 — 28 рублей, то в городе можно купить молоко и по 14 рублей в полипаках.
Это осуществление социальной политики, когда население может купить как дорогое молоко, так и дешевое. Информацию по ценам управление обязано доводить до правительства.
Будут ли снижаться цены? Сам закон не снижает цены, но он создает механизм взаимодействия между производителями, сетями и торговыми предприятиями. Он создает равные условия для всех участников процесса, позволит ограничить доминирование сетей или крупных поставщиков на определенных территориях, навязывание ими своих условий при заключении договоров, взаимодействия производителей, торговых организаций, органов власти.