USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Пошла светлая полоса

Зоя ТЮРИНА. Барабинский район.

Фермеры-новички с удовольствием показывают свое подворье, где плотно стоят хозяйственные постройки. Видно, как много средств — и своих, и от субсидии, и, говорят, заемных — сюда уже вложено. И сколько труда! Но люди они не одинокие, в семье трое ответственных, трудолюбивых детей. Старший сын, восемнадцатилетний Александр, уже на равных с отцом выполняет всю мужскую работу на подворье. Кроме того, на нем рыбалка, все перевозки. Правда, сейчас Саша — первокурсник Новосибирского государственного агроуниверситета. Самостоятельно поступил на бюджетное отделение, учится без проблем. Тоже радость в доме.

Недавно к Александровым заезжал глава района Сергей Яцун. Спрашивал, как дела у начинающих фермеров, может, какая помощь нужна. Обсудили деловые вопросы, перспективы сбыта продукции развивающегося хозяйства. Да, проблемы есть, но они из разряда вполне решаемых. Хотелось бы землю, которая выделена им в качестве пая, оформить в собственность, но что-то концов не могут найти. Надо разбираться. Еще на подворье нет трактора и даже машины. Все перевозки — на мотоцикле, а зимой — на «Буране». Вот маленько встанут на ноги в финансовом плане, надо будет оформлять кредит на покупку техники.

В общем, нормальные заботы работящей сельской семьи, которая имеет определенный достаток и потому может планировать свою жизнь. Но в категорию успешных эти люди вошли сравнительно недавно, а до того пережили долгую черную полосу.

Тут я хочу хотя бы вкратце рассказать историю этой семьи. Не затем, конечно, чтоб вы ее пожалели или рассудили, почему в течение многих лет все складывалось совсем не гладко. Просто Александровы — яркий пример, как могут мыкаться люди, не нашедшие достойной работы, хорошо образованные, инициативные, трудолюбивые люди.

…Двадцать лет назад студент агроуниверситета Андрей Александров, будущий зооинженер, привез в родительский дом свою невесту-горожанку. Сыграли свадьбу, на которой невеста-красавица вдруг заявила, что для нее лучшего места на земле, чем Таскаево, нет, и она тут намерена жить.

Молодые перевелись на заочное отделение и устроились в совхоз. Пока на рабочие специальности, а там, мол, видно будет. Но время шло, а места по профессии не находилось. Таскаево — большое село, специалистов много, а предприятие одно — совхоз «Таскаевский». К тому же время-то, помните, какое было — девяностые годы. Закрывались предприятия, люди сидели без зарплаты, и каждый выкарабкивался как мог. А у Александровых хотя бы внешне все было в порядке. Воспитывали ребенка, обживались и, как тогда говорили, спать голодными не ложились. А что не могли пустить в дело полученные знания, так сколько молодых специалистов тогда оказались невостребованными!

Особенно страдала Наташа. Она с благоговением смотрела в сторону государственного сортоиспытательного участка, расположенного по соседству с селом. Там работали маститые агрономы Галина Гербер, Валентина Комличенко. Вот бы у кого в подмастерьях походить! Но некому было взять ее за руку и повести к руководителю сортоучастка: мол, присмотритесь к этой девочке, она любит землю, понимает ее умом и сердцем. Не нашлось такого человека…

От безысходности они уехали в Красноярский край, только ничего не сложилось и там. Как будто кто-то бежал впереди них и отрубал все пути к осуществлению надежды. Через семь месяцев вернулись в Таскаево.

— Когда уезжали, два КамАЗа с вещами отправляли, а вернулись с двумя сумками, — тяжело вздыхает Наталья. — И я сказала: «Все. Что бы ни случилось, из Таскаево теперь ни ногой».

Семья попросту бедствовала. Тяжелая работа и нервные встряски сделали свое дело: у Андрея начались серьезные проблемы со спиной, он буквально кочевал по больницам. И в конце концов ему оформили инвалидность. Наталья устроилась техничкой в школу и шесть лет безропотно мыла пол. А потом ее как будто прорвало. Пришла к директору и буквально на цифрах доказала, какую пользу она может принести школе, если здесь вспомнят, что она агроном.

— Посмотрите, говорю, на заросший пришкольный участок. Что вы с него имеете, 500 килограммов картошки? Разве это урожай? Столовой же явно не хватает овощей, вы их потом с родителей собираете. А я знаю, как с этой земли взять вдвое- втрое больше. И детей надо серьезно учить основам сельскохозяйственного труда. Он обещал подумать, и уже на следующий день я стала преподавателем этих самых основ сельхозтруда.

Как она набросилась на работу! Уже в первую уборку школа до краев заполнила свое овощехранилище и много овощей еще сумела продать. Одна за другой пошли победы ее учеников в районных и даже областных конкурсах исследовательских работ. Случалось, что все призовые места брали таскаевские школьники!

Наталья Александровна как будто чувствовала, что черная полоса не пропала бесследно. Просто стоит за спиной и ждет своего часа. По этой причине она старалась как можно больше дать своим ученикам знаний и навыков по овощеводству, плодоводству, сохранению урожая. Требовала серьезного отношения к своему предмету.

Она абсолютно уверена, что это необходимо:

— Жизнь у нас непредсказуемая. Сегодня ты в полном порядке, а завтра, может быть, придется за счет огорода выживать.

И как нагадала себе!

Она числилась педагогом дополнительного образования районной станции юных натуралистов. В течение учебного года работала в школе, а летом — на участке: производственная практика, постановка опытов, уход за пришкольным огородом. Но, очевидно, в целях экономии средств на станции юных техников внедрили новую систему производственных отношений с педагогами. Теперь по окончании учебного года их сокращают, а к началу сентября вновь принимают.

Так в июне прошлого года Наталья Александрова вновь осталась без работы. Ее, конечно, просили не беспокоиться: сотрудничество будет обязательно продолжено, но она поняла, что надо искать более надежную работу.

И вскоре состоялась их встреча с директором центра занятости населения Валентиной Любомировой. Обсудили ситуацию, обещали поискать варианты трудоустройства. Через короткое время специалисты центра предложили безработной Александровой поучаствовать в так называемой программе самозанятости. То есть государство не пособие будет ей платить, а выдаст единовременную субсидию на организацию собственного дела. В данном случае — крестьянско-фермерского хозяйства. В Барабинском районе в течение года такую субсидию получили более двадцати безработных, и в основном селяне.

Семью Александровых этот вариант вдохновил сразу. Подворье всегда было их главной материальной поддержкой. Когда вернулись из Красноярского края, первое, что сделали, — купили поросенка. А потом и коров держали, и овец, и всевозможную птицу, но свиньи у них не переводились. И сейчас, готовя бизнес-план в центр занятости, они остановились именно на свиноводстве. Плюс к нему пчеловодство, овощеводство, торгово-закупочная деятельность.

Ситуация развивалась просто стремительно. Крестьянско-фермерское хозяйство было утверждено в начале августа, и буквально через три недели на его счет поступила вся сумма субсидии — 73500 рублей. А к 1 ноября Наталья уже отчиталась по использованию средств. Сделать они успели очень много, даже не верится, что это работа всего нескольких месяцев.

Отстроена добротная база в двух уровнях. На втором этаже помещения для кормов (чтоб крысы не гуляли) и пиломатериалов. На первом — свинарник. Купили также ульи, но покупку пчел отложили до весны: прошлый год был влажный, пчелосемьи слабые.

Пиломатериал приобретали на средства субсидии, а вот кирпич добывали сами в брошенных домах. Работа эта трудоемкая: выбить, очистить с шести сторон, перевезти на мотоцикле. Тяжело, конечно, но в итоге у них появилось облицованное кирпичом овощехранилище. Осенью его уже «обновили», засыпав четыре с половиной тонны кормового картофеля. И еще заготовлен кирпич на будущее строительное лето.

На всей территории полный порядок. Даже не верится, что хозяева держат свиноферму. Все поголовье здоровое, по графику прививается и хорошо кормится. Вот когда пригодились профессиональные знания зооинженера Александрова!

С весны и до ноября для свинок работает кормокухня, где варится каша из различных овощей: картофеля, моркови, капусты, тыквы, кабачков. Все это в больших количествах выращивает хозяйка-агроном. Если случилась удачная рыбалка — в рацион добавляется рыбка. Но работает кормокухня только до больших холодов, потому что нет еще над ней крыши, и зимой свиньи получают концентрированные корма, запаренные горячей водой.

Есть у Александровых своя мельница, крупорушка — это «произведения» Андрея Павловича. Еще на его счету самодельные же деревообрабатывающий станок, сварочный аппарат, восстановление брошенной бетономешалки. А в планах у хозяина — пилорама, потому что готовый пиломатериал стоит дорого, а надо еще много чего строить: гараж, ту же теплую кормокухню, омшаник для пчел. Хотелось бы соорудить и настоящую теплицу с поликарбонатным покрытием. Наталья Александровна — известная в Таскаево огородница и садоводка. Осенью, например, ее детки полакомились первым урожаем со своего виноградника.

Потом за чаем мы долго разглядываем фотографии из семейного альбома. Вот Александровы на рыбалке, вот копаются в огороде, вот что-то строят, собирают ягоду. Вот еще маленькая Ксюша раскатывает тесто, а дошколенок Антон осваивает компьютер… И ни одной фотографии с застолий. Так что есть абсолютная уверенность, что все задуманное этой фермерской семьей обязательно исполнится. Препятствий-то теперь — никаких!