Новые правила в сфере торговли
Новые правила в сфере торговли начнут действовать уже с понедельника — закон был принят 28 декабря 2009 года, но вступление в силу отложено до 1 февраля 2010-го. В документе подробно прописаны права и обязанности поставщиков, торговых организаций, антимонопольные ограничения, полномочия органов власти.
«В конечном счете, от введения закона выигрывает потребитель, — пояснил Юрий Свердлов. — Мы создаем прозрачные условия торговли, прекращается взимание денег за мнимые услуги, которые навязываются поставщикам, например, такие, как плата за размещение на определенной полке. Ликвидация дополнительных платежей и повышение прозрачности отношений ритейлеров и производителей могут привести к снижению цен на товары».
Этому же способствуют прописанные в законе антимонопольные ограничения. В соответствии с ними компания, доля которой в общем объеме всех реализованных на территории продовольственных товаров в денежном выражении превышает 25%, лишается права приобретать или арендовать дополнительные площади торговых объектов. Ограничение применимо как к субъекту Федерации, так и к каждому муниципальному району или городскому округу.
«Новосибирской области это вряд ли коснется, у нас много крупных игроков на рынке, — отметила начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий новосибирского УФАС России Галина Даниленко. — Но учитывать необходимо и то, что предприятие развивается поэтапно. Занимает 25% рынка муниципального района — дальше оно имеет право развиваться только в соседних районах, занимает 25% рынка субъекта Федерации — начинает работать в других регионах».
К новым условиям относится и обязанность торговых организаций и поставщиков размещать условия отбора контрагентов для заключения договоров поставок на своем сайте в сети интернет или безвозмездно предоставлять такую информацию по запросу в 14-дневный срок. Кроме того, в законе зафиксированы предельные сроки расчета с поставщиками за продовольственные товары — 10 рабочих, 30 и 45 календарных дней в зависимости от срока годности продукта (до 10 дней, от 10 до 30, свыше 30).
«Этот закон создает равные условия для всех участников процесса, он позволит ограничить доминирование сетей или крупных поставщиков на определенных территориях, навязывание ими своих условий при заключении договоров, — резюмировала начальник областного управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Лариса Яркова. — Главное, что в законе четко прописан механизм взаимодействия производителей, торговых организаций, органов власти».