USD 109.5782 EUR 116.1410
 

Цветущее древо желаний

Татьяна ШИПИЛОВА. Фото Игоря ИГНАТОВА.
P.S. Сегодня на сцене академического «Красного факела» состоится еще один дебют: роль Арбенина в спектакле по пьесе Лермонтова «Маскарад» исполнит известный актер театра и кино, заслуженный артист РФ Александр Балуев. О подробностях этого проекта — в ближайших номерах «Советской Сибири».
P.S. Сегодня на сцене академического «Красного факела» состоится еще один дебют: роль Арбенина в спектакле по пьесе Лермонтова «Маскарад» исполнит известный актер театра и кино, заслуженный артист РФ Александр Балуев. О подробностях этого проекта — в ближайших номерах «Советской Сибири».

И она зазвучала, как звучать может «в нужное время в нужном месте» только классика.

…Засуха, вселенская сушь, «жарища», как в какой-нибудь «этой самой Африке», для семейства фермера Карри, конечно, проблема, сродни глобальному экономическому кризису наших дней. Но не хлебом единым, известно, жива душа человеческая. И главная головная (и сердечная!) боль как отца (Владимир Лемешонок), так и старшего брата Ноя (Андрей Черных), в меньшей мере юного Джимми (Сергей Богомолов) — пустынный ландшафт в личной жизни их сестры Лиззи (Елена Жданова).

Начитанный очкарик с комплексами, Лиззи, отчаявшись, пытается при встрече с симпатичным ей полицейским Файлом (Евгений Терских) быть как все, по ее мнению, удачливые в любви барышни — глуповато-развязной. Но такая она не мила ни себе, ни «контуженному» изменой и бегством жены Файлу...

Замкнутый круг бесплодных желаний героев — ни капли дождя, ни капли любви! — празднично, шумно, уверенной рукой профессионала разрывает некто Билли Старбак. Невесть откуда взявшийся и сразу ставший своим. Обаятельный, напористо-брутальный, однако чуткий к каждому движению и жесту «клиента», как восточный заклинатель змей, он увлекает все семейство в ритуальные игры (c барабанным боем, облачением в прозрачные дождевики) по вызову дождя. А Лиззи — в феерический сеанс психотерапии, где она перевоплощается в красавиц всех времен и мифов, как иссушенная зноем земля, впитывая долгожданную влагу восхищенных взглядов и «установочных» заклинаний Старбака.

Вера в себя, вера в чудо наконец, вера в перемены к лучшему способна покрыть нежными белыми цветами даже старое засохшее дерево посреди двора, что и случается в финале, после проливного дождя.

Билли Старбак в краснофакельском спектакле вовсе не «битый жизнью романтик» из рода изобретателей перпетуум-мобиле, который и сам тайно верит в свои необыкновенные способности, или, напротив, шарлатан, извлекающий выгоду из людской тяги к перемене участи. Он, скорее, свободный художник, актер. Это его профессия — создавать «иные миры», навевать «сны золотые». Он человек-театр или человек театра. (Не случайно на стене рядом с его фотографией «Разыскивается!» соседствует выполненный в таком же стиле «портрет» директора «Красного факела» Александра Кулябина.) Человек со своей непростой судьбой, возможно, внутренней драмой и болью. Но пока он вдохновенно и самозабвенно лицедействует, никому этого знать не дано: таковы законы сцены, законы профессии.

Роль Старбака — дебют в «Красном факеле» молодого талантливого и хорошо известного в Новосибирске артиста Павла Полякова: в Городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева он сыграл более чем в двадцати спектаклях, в том числе Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше), Стенли («Трамвай «Желание» Уильямса), Тузенбаха («Три сестры» Чехова), Дон Жуана («Дон Жуан» Мольера). Дебют, на наш взгляд, удачный, яркий: его амплуа и созданный в спектакле образ романтического плута (корни родословной которого можно искать и в Дон Жуане, и в Фигаро) прекрасно вписался в слаженный актерский ансамбль «Сибирского МХАТа». Что в рамках режиссерского прочтения пьесы (вопреки сложившейся традиции спектакль поставлен не в жанре романтической притчи, а в жанре комедии) является самым верным решением.