Наряд для милых дам
Аллу Дмитриевну Затуленко, четверть века отработавшую бессменным секретарём в редакции каргатской газеты «За изобилие», многие называли тепло и по-домашнему — просто Аллочкой. Маленькая, шустрая, с лучистыми искорками в глазах, она приветливо встречала каждого, кто открывал двери приёмной. И, казалось, стала её неизменным символом. От природы обладающая немалыми способностями, умом и смекалкой, она и подручными редакционными делами овладела не хуже всех, кто трудился здесь. И если прижмёт, запросто могла подменить бухгалтера, кассира, корректора. На машинке же «штопала» десятью пальцами сразу, не глядя на клавиатуру, и быстрее, чем говорила…
«Ты помнишь, как всё начиналось…»
Со сменой политических курсов стремительно менялись не только рыночные, но и товарно-денежные отношения. Закрывались фабрики, заводы, но открывались лавочки, киоски, магазины. Россияне пытались освоить новое для себя купеческое дело. Затея «купи-продай» не одному вскружила голову. И уникальным шансом что-то изменить в своей жизни воспользовались многие.
Подруга Аллы, уже вкусившая запретный плод своего дела, соблазнила её на первый шоп-тур. Это была Турция. У каждой страны есть свой набор красок, но эта полыхнула червонным золотом блестящих нарядов, запахом дымящегося кальяна, ароматом кофе, пряностей и сияющим торговым городом, где в одной точке сошлись фасоны, модели и марки мировых представителей моды… Заграничные баулы с одеждой Алла ждала, как первенца. Когда придут, не обманут ли на таможне, как получить, где оформить документы? С этих вопросов и начиналась история частного предпринимательства.
Привезённые из Турции костюмы, юбки и брюки разошлись влёт. Слишком уж отличалась заморская одежда от привычного серого тряпья, заполонявшего наши улицы. Одно неудобство — торговля развернулась прямо на дому. Кресла, диваны, шифоньеры — всё заполнилось ассортиментом на любой вкус и кошелёк. А покупатели вольно разгуливали по всем комнатам, мучаясь в поисках подходящего фасончика.
Встречает по одёжке
Пришла пора от полулегальной торговли переходить к открытому бизнесу. Власти как раз предложили торговые площади универмага частным предпринимателям. Одной из первых на них обосновалась наша Аллочка. Её территория сразу же заметно отличалась от большинства пятачков, арендованных другими продавцами. Во-первых, ощутимым размахом, во-вторых, творческим подходом к делу. Ей всегда хотелось показать товар лицом. И чтобы лицо это было ухоженным и красивым. Потому, помимо традиционного подбора одежды, отовсюду везла в Каргат непривычные глазу манекены, вешала, зеркала. Расправленные, отутюженные в каждой складочке наряды, словно на подиуме, предстали перед покупателем. И устоять перед соблазном одеться помоднее да покрасивее могли не многие.
С первых же торгово-закупочных дней она завела долговые книги. Пол-Каргата в рассрочку справляло обновы у Аллы. Каждого покупателя она обихаживает да прихорашивает, словно сватает. Намётанным глазом с ходу оценит достоинства и недостатки фигуры, мимоходом поинтересуется о месте работы или значимости предстоящего события и посоветует «прикид», соответствующий положению и статусу.
— Давайте подберём к этой кофточке юбку. — С робкого предложения начинается процесс полной экипировки. И вот уже с десяток моделей веером раскинуты перед клиентом.
— Нет-нет, тут надо подобрать пояском, а кофточку навыпуск… Так сейчас модно. Ну вот, другое дело. В следующий раз можно подобрать и пиджачок, — нарезаются круги вокруг да около приодетого.
И редкая модница уйдёт отсюда ни с чем. За несколько лет торговый уголок превратился в настоящую дамскую лавку, где отоваривается прекрасная половина каргатцев. Есть и постоянные покупатели, которым Алла привозит одежду «под заказ» или уже несколько лет собирает сезонный комплект «по нашим деньгам». Многие доверяют её вкусу и какому-то своеобразному нюху на «модное в этом сезоне».
Времена не выбирают…
Торговое дело поневоле тянет за собой баржу податей и сборов. Освоить бухгалтерию прихода и расхода — ещё полдела, расквитаться по кредитам и налогам — тут надо постараться. Наши предприниматели раскручивают свой бизнес под немалые банковские проценты и товар везут нам на свой страх, риск и кредит. И коль сегодня в финансовом мире штормит, то нет покоя и малому бизнесу.
Алла, как и большинство торгующих, переживает нынче не самые лучшие времена. Пришлось уйти с насиженного места в другое помещение. Непосильное бремя заоблачной арендной платы повисло камнем на шее. Банки сейчас семь раз отмерят, прежде чем дадут копеечку. И упаси бог хоть на день просрочить какой-нибудь минимальный платёж!
Но маленькая женщина в большом и жёстком мире своего дела уже успела оправиться от первых тревог и не ныть по поводу трудных времён.
— Я не один кризис пережила, переживу и этот. Какие наши годы!..
Новые квадратные метры снова заполнились товаром для милых дам. В преддверии Нового года здесь как никогда многолюдно. Во все времена женщины хотят быть красивыми, а наша Аллочка помогает им в этом.
Тайм-аут
Иногда она берёт у суматошной жизни тайм-аут. И нет лучшего отдыха для неё, чем покопаться в саду с любимыми розами. Только нынешним летом её коллекция королевы цветов пополнилась на шестьдесят экземпляров.
— Я себе лишнюю «тряпочку» не купила, но перед ними не устояла.
С цветами она возится увлечённо и самозабвенно, не замечая утекающего времени и потраченных сил. Никакие психотерапевты и пилюли не подарят ей большего душевного покоя и умиротворения. Прогреется земля, зазеленеет травянистый ковёр — и начинается буйство красок на небольшом клочке земли у дома Затуленко. Первыми треснут бутоны самых стойких красавиц, за ними поднимут головы ленивые неженки и вскоре вспыхнет яркий костёр всеобщего расцвета. Вряд ли случайный прохожий не споткнётся о такую красоту и пройдёт мимо.
А ещё она любит гостей. Забежавшую даже на минутку соседку обязательно усадит за стол. Посреди разговора как-то незаметно, словно ниоткуда, на столе нарисуются красиво нарезанные лимончики к чаю, фигурная горка с печеньем и конфетами, затейливая фруктово-колбасная нарезка. И вот уже свирепо задышал чайник... и куда делись те планы «на одну минутку»?!
…А редакцию она по-прежнему считает своим коллективом. Во все праздники, юбилеи или скорбные события Алла рядом с нами. Потому как настоящие человеческие отношения и дружба бизнесу не помеха и никогда не продаются и не покупаются.