«Зимняя вишня»: в жизни, как в кино
Вопрос быть или не быть актрисой у Сафоновой не стоял. Она родилась в Ленинграде в семье известного актера Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублёвой. Поэтому окончание Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и поступление в Театр имени Комиссаржевской было логическим продолжением заданного пути. Из театра, правда, Елена быстро ушла, ее поразил театральный мир, построенный на интригах, и начала сниматься в кино. Слава пришла к актрисе в 1985 году, когда она появилась в первой части фильма «Зимняя вишня». В девяностых годах была снята вторая часть фильма — и опять ошеломительный успех. Судьба матери-одиночки была знакома Сафоновой не понаслышке. Она уже успела развестись с мужем и одна воспитывала сына Ивана. А вот успех картины и отождествление с образом Ольги ей совсем не нравились. Сафонова считала, что ее «вогнали» в узкий типаж, и решила сделать крутой поворот — уехать работать за границу. Но началось все, конечно, не на пустом месте. Сначала Елена вышла замуж за иностранца — французского актера Самюэля Лабартона.
Елена не решалась эмигрировать и жила на два дома — то прилетала на съемки в Москву, то улетала в Париж. Но потом муж попросил определиться и убедил Сафонову: у нее и во Франции будет работа. Для начала Лабартон устроил жену актрисой в тот же театр, где играл он, потом пошли и роли в кино — Сафоновой удалось сыграть в пяти фильмах. Сначала такие успехи приободрили Елену. Она гордилась, что ей удалось в совершенстве освоить французский язык, поэтому ее не «браковали» из-за акцента, как других русских актеров. Когда родился сын Александр, она даже не стала учить его русскому языку — общалась с ребенком на французском.
— Работа там четче организована, другие сроки производства фильма, — с восторгом говорила актриса тогда в одном из интервью. — Если продюсер подписывает с вами контракт на два месяца, значит, вы и будете работать в течение двух месяцев. Чем еще «их» кино принципиально отличается от нашего — великим уважением к артисту. Если актер плохо себя чувствует, его никто не будет загонять на съемочную площадку.
Но потом начались и разочарования...
Во-первых, ролей у Сафоновой стало меньше, так как она все равно не могла на равных конкурировать с западными актрисами хотя бы по возрасту. Она стала материально зависеть от мужа, и выяснилось, что он очень прижимист в финансовом вопросе. Однажды Сафонова приехала на гастроли в Сибирь без перчаток просто потому, что у нее их не было. В хорошем магазине, куда она зашла, ей предложили перчатки за 12 тысяч рублей, но она замахала руками: «Муж убьет меня, если узнает, что я купила вещь за такие огромные деньги!» В общем, точно так же, как и ее героиня из «Зимней вишни», Елена разочаровалась в западных нравах и развелась с мужем. А он повел себя, как типичный иностранец, который знает свои права: не отдал ребенка. Так что в Москву пришлось возвращаться без него.
— Я знаю, что там он живет в хороших условиях, о нем заботятся, — говорит актриса. — Но это не уменьшает тоску по сыну...
Елена пробовала обращаться в суд, но по его решению она все равно не имела права забрать ребенка в Россию. А сама она оставаться во Франции больше не могла. Сейчас актриса продолжает сниматься, много работает. И с сожалением признает: судьбу своей самой популярной героини ей пришлось повторить в жизни.