USD 94.8700 EUR 104.7424
 

«Наш человек» Косыгин

Валентина МАЛЬЦЕВА
Губернатор Андрей Травников вручил Валентине Мальцевой заслуженную награду. Фото предоставлено Валентиной Мальцевой
Губернатор Андрей Травников вручил Валентине Мальцевой заслуженную награду. Фото предоставлено Валентиной Мальцевой

Ежедневная газета «Советская Сибирь», как и все подобные ей, получали обязательную к размещению информацию по телетайпу из Москвы по московскому же времени. Поэтому дежурная бригада работала до двух часов ночи. Алгоритм действий определял состав бригады. Полученный текст с ленты нужно было напечатать на машинке, сверить корректору, отнести на линотип и забить отлитые свинцовые строки в полосу. Последняя «станция» — дежурный журналист, подписывающий газету в печать.

В дни, когда шли рубрики «Навстречу съезду КПСС» или «Решения Пленума КПСС — в жизнь!», дежурство могло и затянуться. Мое дежурство тоже затянулось. Очередной пленум состоялся 21 октября 1980 года, и его решения ждали. Я дежурила примерно два дня спустя, кажется, и вот читаю: Косыгина по собственному желанию вывести из Политбюро…

Алексей Николаевич Косыгин формально был главой СССР — Председателем Совета министров. В начале карьеры жил и работал в Новосибирске, кадровые специалисты облпотребсоюза и многие, кто еще это помнит, чтят его до сих пор как одного из самых грамотных и эффективных экономистов. Руководители области считали его «нашим человеком» в ЦК.

Во всяком случае, был ли он излишне осторожен, но все равно остался в истории не только как автор «знаменитой экономической реформы», но и как последний из плеяды пассионариев, которых «рука Госдепа» последовательно заменяла на тех, кто привел СССР к трагедии распада. Именно Горбачёв, «выскочка», сел членом Политбюро на освободившееся место. А должен был Пётр Миронович Машеров, первый секретарь ЦК Белоруссии.

На мою долю, к счастью, не выпали самые тяжелые дежурства, когда началась череда «не­ожиданных» смертей высокопоставленных дея­телей партии. Мои «слезы» не о системе партократии, а о том, что пассионарность как незаменимое качество государственного деятеля России истончалась все эти годы. Пассионарность — особое свойство человека, который готов рисковать даже жизнью ради реализации общественно значимых идей и планов. Кстати, в этом году, к 120-летию Косыгина, была опубликована статья «Он знал пути выхода» с подзаголовком: «Самый успешный министр СССР был готов изменить историю страны. Кто ему помешал?».