Транспортный налог: как прекратить мучения
Совет Федерации тоже отклонил законопроект, отказавшись увеличивать базовую ставку транспортного налога в два раза. Казалось бы, вопрос исчерпан, и митинговавшие по всей стране автомобилисты могут не опасаться роста расходов в кризисное время. Но… 20 ноября Госдума РФ вновь рассмотрела данный законопроект, над которым поработала согласительная комиссия. Новая редакция предоставляла непосредственно субъектам, в бюджеты которых поступают эти средства, право увеличивать либо уменьшать ставку налога. Причем уже не максимум в пять раз, как это было прежде, а сразу в 10 раз. Большинство членов российского парламента остались таким подходом довольны: за принятие закона в редакции согласительной комиссии проголосовали 312 депутатов.
Но как восприняли решение парламентариев их коллеги в регионах?.. Об этом мы беседуем с председателем комитета Новосибирского облсовета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергеем ТИТКОВЫМ.
— Сергей Николаевич, каковы ваши впечатления от происходящего?
— Я очень внимательно следил за тем, как проходило обсуждение вопроса о повышении транспортного налога в Москве. Кое-что вызывало непонимание и даже раздражение… Многие заявляли, что не позволят вдвое увеличить базовые ставки, не зная при этом, что на местах эти ставки уже давно увеличены в два, три, а то и в пять раз по отдельным категориям. Как, например, в нашей области. В такой ситуации регионы оказались бы «лицом к лицу» с трудноразрешимой проблемой.
Некоторые наши политики, высказывавшие свое мнение по данному вопросу, просто не понимали, о чем говорят… Достаточно сказать, что один из участников транслировавшейся на всю страну дискуссии вообще не смог ответить на вопрос о том, сколько он лично платит за свою машину. Если бы у меня спросили, сколько я плачу, я бы без труда ответил, как и любой другой автомобилист, который реально платит!..
Есть, например, мнение, что владельцы более дорогих мощных машин должны платить больше. Но каким именно может стать налог на машину мощностью, например, 300 лошадиных сил (л.с.), если увеличить его в десять раз?.. Я лично всегда за то, чтобы рассказывать людям о реальных ставках. В настоящее время для машин до 100 л.с. в нашей области действует базовая ставка 6 рублей. То есть автомобиль в 75 л.с., например «Жигули», обходится владельцу в 510 рублей в год. В эту же категорию попадает много иномарок. По нашим данным, именно такими автомобилями владеет 300 тысяч жителей области. Большой налог 510 рублей в год или нет?.. Я не могу взять на себя смелость судить об этом. Но те же общественники-автомобилисты утверждают, что владельцы автомобилей как раз и есть средний класс. Соответственно, такие люди должны платить налоги. Следующая категория — автомобили от 100 до 150 л.с.: тут ставка 10 рублей. Наверное, это тоже существенно, но вполне реально. А те, у кого машины по 250 л.с., уже должны были платить и платили по 40 тысяч рублей в год. А если эту сумму взять и умножить еще на десять?…
— То есть вы считаете, что закон в принципе не логичен?
— Именно! Между понятиями «мощная машина» и «дорогая машина» автоматически ставится знак равенства. Предполагается, что раз уж ты богатый человек, то должен много платить. Но почему вопрос ставится именно так?.. Есть много моментов, которые наши законодатели не учитывают. Ко мне не раз приходили люди и объясняли, что они купили свои машины на вторичном рынке, недорого, и никак не ожидали, что налог на эти машины может вырасти в разы! Теперь попросту непонятно, что делать с машиной: продать ее вряд ли удастся, ездить самому — непомерно дорого, остается только снять ее с учета и поставить как металлолом…
Мы, то есть и депутаты облсовета, и обладминистрация, у себя в регионе еще в 2006 году прислушались к мнению общественности, подошли к решению проблемы очень дифференцированно, я бы сказал, творчески, и ввели градацию по годам. Таким образом, за мощные машины, которым более десяти лет, владельцы платят только 50% от полагающейся суммы налога. Хотя и эта сумма тоже не такая маленькая — 20 тысяч рублей. За машины в возрасте от пяти до десяти лет сумма уже 75%; до пяти лет — 100%. Представители многих субъектов, когда увидели наш законопроект, признали, что такой подход вполне логичен.
Вообще мы со своим законом работали постоянно. У нас, например, есть большая категория льготников из числа владельцев недорогих машин до 100 л.с. Например, предусмотрены льготы для ветеранов и участников Великой Отечественной войны — они платят только 20% от суммы налога, то есть около 100 рублей в год. Есть льготы для сельхозтоваропроизводителей: они освобождены от уплаты транспортного налога вообще. А это 7 тысяч транспортных средств! Только 50% платят владельцы автобусов.
Можно сказать, что ставки транспортного налога, действующие сегодня на территории Новосибирской области, отчасти уже отвечают предлагаемой Правительством РФ концепции. Благодаря дифференциации по мощности и возрасту транспортного средства они являются сбалансированными.
— Но что же будет дальше? Подрастут налоги или же останутся прежними? Ведь обладминистрация выносила на рассмотрение облсовета законопроект, предусматривающий увеличение всех ставок транспортного налога на 30%…
— Должен признать, что логика в этом была: ставки транспортного налога в Новосибирской области оставались неизменными с 2006 года, хотя существует инфляция. Вообще в нашей области транспортный налог повышали один-единственный раз — в 2006 году… При этом на особом контроле находится вопрос собираемости налога, в том числе постановка транспортных средств на учет, корректность платежных поручений. От этого в неменьшей степени зависит пополнение областной казны.
Законопроект, который был внесен в облсовет, депутатами так и не был рассмотрен на сессии. Более того, в настоящее время он отозван. И пока все остается так, как было.