Автодороги: до совершенства ехать и ехать
Предстоит серьезная борьба с бездорожьем в сельской местности, изыскание возможностей для увеличения пропускной способности автодорог Новосибирска, а также решение еще целого ряда наболевших вопросов. Об этом шла речь на заседании cовета администрации области, состоявшемся 23 ноября. Подробный отчет руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства Николая Симонова звучал вполне убедительно. По данным чиновника, экономические сложности достаточно заметно сказались на объемах финансирования дорожно-строительных работ: если в 2008 году на эти цели было потрачено 10,5 млрд рублей, то в этом — лишь 8 млрд 646 млн рублей. Однако это не помешало сделать все задуманное в срок и с надлежащим качеством. Перечисляя основные статьи расходов, Николай Симонов прежде всего отметил, что наконец начато строительство второго этапа Северного обхода Новосибирска (стоило более 2 млрд рублей). На приведение в порядок трасс федерального значения выделено 406 млн рублей, в том числе капитально отремонтировано 28,8 км дорог, установлено 1200 дорожных знаков, нанесено 763 км разметки. Территориальные дороги (157 км) обошлись в 3 млрд 159 млн рублей. Наиболее крупными проектами были названы реконструкция Советского шоссе, ремонт автодорог Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий и Новосибирск — Кочки — Павлодар. Особо Николай Симонов отметил, что существенно выросли расходы на текущее содержание дорог и проведение планового ремонта: если год назад это направление работы оценивалось в 232 млн рублей, то сейчас — 1,2 млрд рублей. В частности, 118 млн потрачено на совершенствование мер по обеспечению безопасности дорожного движения — нанесение разметки, установку ограждений и т.д. Переходя к подведению итогов, глава департамента транспорта и дорожного строительства сообщил членам совета, что программа на 2009 год не только выполнена полностью и с хорошим качеством, но еще и с экономией в 90 млн рублей. И это пошло на пользу не только дорогам, но и тем, кто их строил: подрядные организации были загружены работой на 90% с лишним, что позволило избежать сокращений работников, обеспечить своевременную выплату зарплаты и налогов. Затронул Николай Симонов и те проблемы, которые объективно существуют и требуют решений. Так, по его словам, в собственности муниципальных образований на данный момент находится более 10 тыс. км автодорог из 24 тыс. км всех трасс региона. Но денег на их содержание у муниципалитетов нет, что и приводит к преждевременному разрушению. Число чрезвычайных происшествий на новосибирских дорогах за 2009 год в несколько раз превысило ожидаемые нормы, и средства на ликвидацию последствий пришлось брать из резервного фонда области. Поделился Николай Симонов и своим видением того, как сделать процесс развития дорожной сети более эффективным: по его мнению, руководству региона следует принять соответствующую целевую программу, рассчитанную на 3 года. При этом он дал понять, что проект такого документа уже составлен и ждет своего часа. Члены совета, в свою очередь, также обменялись мнениями по поводу того, как решается дорожный вопрос. Первый заместитель мэра Новосибирска Андрей Ксензов сообщил, что его муниципалитету за 2009 год «удалось сделать многое». Например, километр эстакады по ул. Кирова построить, реконструировать саму ул. Кирова, запустить в действие транспортную развязку в Первомайском районе, реконструировать ул. Петухова. Капитально было отремонтировано, по его данным, 752 кв. метра магистралей. С особой гордостью первый вице-мэр отметил, что на благоустройство новосибирских дорог удалось тратить не только бюджетные деньги, но и привлекать ресурсы инвесторов. Именно таким образом, то есть на средства частных компаний, были реконструированы части улиц Немировича-Данченко (участок у гипермаркета «Лента») и Северной (у павильона магазина «Метро»). Говоря о перспективах дорожного строительства, Андрей Ксензов признал, что возведение новых крупных и современных объектов — эстакад, развязок и т.д. — безусловно, позволяет решать многие проблемы. Например, в этом году благодаря запуску новой трассы удалось на треть разгрузить одну из основных городских транспортных «артерий» — ул. Большевистскую. Однако важно учиться и более разумно организовывать дорожное движение, используя по максимуму пропускную возможность уже существующих городских магистралей. В пользу оптимизации, но уже не только дорожного движения, но и всей дорожной сети региона, высказался и первый заместитель губернатора Василий Юрченко. По его мнению, в области на сегодняшний день слишком много дорог, дублирующих друг друга. И, поскольку содержание их обременительно для бюджета, было бы правильно избавиться от лишнего, оставив ровно столько, сколько необходимо. Также Василий Юрченко предложил сделать неотъемлемым условием работы дорожно-строительных организаций использование новых технологий. И призвал ужесточить наказания для нарушителей правил дорожного движения. Председателя областного Совета депутатов Алексея Беспаликова заинтересовала проблема оптимизации расходов на дорожное строительство. Он напомнил коллегам, что в последнее время руководство страны неоднократно говорило о том, что стоимость строительства дорог в регионах «завышена в разы». И предложил провести соответствующие проверки в Новосибирской области и серьезно проанализировать ситуацию, чтобы свести на нет любые поводы для подозрений в неэффективном расходовании бюджетных средств. Однако Василий Юрченко заверил главу регионального парламента в том, что такие проверки уже проведены Территориальным управлением автомобильных дорог и что обладминистрация готова отчитаться перед народными избранниками по их результатам в любой момент. Завершающее слово, как обычно, принадлежало губернатору. Виктор Толоконский согласился с тем, что программа по текущему году выполнена. И с явным удовольствием отметил тот факт, что сотрудникам департамента Николая Симонова удалось решить важнейшую задачу — вписаться в имеющиеся объемы финансирования и не допустить появления кредиторской задолженности. Однако он тут же подчеркнул членам совета, что испытывать чувство удовлетворенности развитием дорожно-транспортной сети явно преждевременно. По словам главы области, в этом году из-за экономического кризиса расходы в данной сфере пришлось сократить радикально — вместо 14 млрд рублей выделить лишь около 8 млрд. Тот же дефицит ресурсов станет главной проблемой и в 2010 году. Но в любом случае власти увеличат финансирование, как минимум, на 20% — чтобы не отказываться от набранных темпов дорожного строительства, создающего базу для развития всей экономики области. Обозначил Виктор Толоконский и те задачи, которые должны стать приоритетными в следующем году. В первую очередь была отмечена необходимость увеличения в два раза расходов на проведение ремонта региональных дорог. Привел глава области и вполне конкретные примеры наиболее «ужасающих» трасс — это дорога Каргат — Кочки, дорога на Тогучин. При этом он поддержал высказанные Василием Юрченко и Алексеем Беспаликовым идеи о необходимости внедрения новых технологий, позволяющих работать качественнее и с меньшими затратами, и пересмотре проектно-сметной стоимости работ. Говоря о том, что областной бюджет непременно будет оказывать помощь Новосибирску в деле возведения первой очереди третьего моста через Обь и станции метрополитена «Золотая нива» (должна быть запущена в эксплуатацию в 2010 году), губернатор также сделал акцент на том, что стоимость этого строительства необходимо снизить «на десятки процентов». Высказанную Андреем Ксензовым мысль об увеличении пропускной способности новосибирских дорог Виктор Толоконский горячо поддержал, заметив, что для воплощения ее в жизнь и в самом деле существует масса возможностей, и это может дать существенный эффект без больших затрат. Не менее важной глава области посчитал и задачу совершенствования мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Тот факт, что муниципалитетам не хватает денег на содержание дорог, губернатор признал. И тоже пообещал увеличить расходы на данную статью, но при условии, что со стороны муниципальных образований непременно будут понимание проблемы и софинансирование. Кроме того, по убеждению Виктора Толоконского, следует предпринять меры для обустройства транспортной сети современными объектами дорожной инфраструктуры. Руководителям департаментов было настоятельно рекомендовано искать инвесторов на строительство благоустроенных парковок, мотелей, кафе и т.д. — чтобы «все выезды и въезды в Новосибирск были обустроены по самому высокому стандарту».