«Электронный постовой» зорок и неподкупен
Преступность в городке была сведена к нулю, а единственная тюрьма пустовала уже несколько лет. Да, тогда это казалось фантастикой, и вот теперь видеотехника стала частью системы обеспечения правопорядка и на наших улицах. Эффективность ее очевидна. В Новосибирске в начале августа запустили в эксплуатацию еще 4 камеры автоматической фиксации нарушений ПДД. За несколько суток работы они зафиксировали более 1000 нарушений скоростного режима.
Однако до европейского уровня нам, конечно, еще далеко. И дело не только в количестве видеотехники на улицах. Со стороны впечатление такое, что наши водители еще не осознали сути происходящих перемен. Поговорим о них с юристом, известным новосибирским адвокатом Павлом ЯРОВЫМ.
— Павел Борисович, какие изменения нас ожидают с введением поправок в КоАП РФ, которые позволяют использовать показания автоматических видеокамер слежения в качестве доказательства при дорожных правонарушениях?
— К ответственности за нарушения, зафиксированные камерами, будут привлекаться собственники автомобилей-нарушителей, то есть лица, на которых машина зарегистрирована, независимо от того, кто в момент нарушения находился за рулем. А если автомобиль зарегистрирован на фирму, постановление о привлечении к ответственности придет на адрес организации. Но здесь есть подводный камень. В случае фиксации правонарушения видеокамерой на собственников машин не будет распространяться презумпция невиновности. Статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном порядке и не подтверждена вступившим в законную силу постановлением судьи, компетентного органа или должностного лица. Смысл презумпции в том, что человек не обязан доказывать свою невиновность в чем-либо. Однако в данном случае российским законодательством сделано, как я считаю, исключение из этого конституционного принципа. В статье 1.5 КоАП РФ говорится: лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность… — за исключением случаев их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Понятно, что средства фото-, кино- и видеофиксации — это объективный фактор, на который влиять невозможно, а потому собственник автомобиля должен самостоятельно доказывать свою невиновность, если готов опровергнуть показания приборов фиксации. Например, в момент нарушения собственника не было в городе или машина была у него угнана за несколько дней до происшествия. В целом такие правила мало чем отличаются от общепринятой европейской практики.
— Какие санкции предусмотрены по данным «электронного постового»?
— За превышение скорости более чем на 60 км/ч предусмотрена альтернативная санкция (штраф от 2000 до 2500 руб. либо лишение прав на срок от 4-х до 6 месяцев), а дела о правонарушениях, за которые грозит лишение прав, должны рассматриваться мировыми судьями. Однако пока объективные средства фиксации применяются только по тем делам об административных правонарушениях, где санкцией является штраф. По делам о нарушениях, за совершение которых возможно лишение права управления транспортным средством, средства объективной фиксации применяются как вспомогательный инструмент для фиксации самого факта нарушения, а в остальном административное производство происходит обычным порядком.
— Как можно доказать свою невиновность?
— Собственник должен предъявить в соответствующие органы сведения о том, что в момент совершения правонарушения не он был за рулем.
— С этим могут быть проблемы?
— Да. Начнем хотя бы с того, что у нас до сих пор широко распространена практика продажи автомобилей по доверенности. Возможные последствия этого, думаю, понятны: если автомобиль не поставлен на учет новым владельцем, то проблемы по ДТП могут коснуться его «старого» собственника, который, может быть, даже и забыл уже, что у него когда-то была машина. Собственнику, если он ухитрился по доверенности машину продать, советую сохранять эту доверенность до конца жизни.
В этой связи вызывает сомнение обоснованность очень короткого срока, установленного законом для обжалования постановления должностного лица в суд. Срок в 10 суток — это очень мало для обжалования. Представим, что по почте гражданину отправили уведомление о привлечении его в качестве виновного в ДТП, а он в этот момент в командировке. Никто этот срок не продлит. Ладно еще, если письмо с четким штемпелем было доставлено почтой вовремя. А если опоздало? Для оправдания придется получать справку на почте о причинах задержки и т. д. Хорошо еще, что внесли поправки, и срок в 10 суток относится только к взысканию штрафов. А вообще желательно бы срок обжалования увеличить до 30 дней — это значительно увеличит правовые гарантии для граждан.
Одним словом, в новых условиях лучше не «проектировать» себе проблемы с продажей авто по доверенности. Продали — тут же снимайте с учета, чтобы потом однажды не пришлось идти разбираться в суд. Еще совет: как известно, с прошлого года из КоАП РФ исключили норму об обязанности правонарушителя направлять копию квитанции, подтверждающую уплату штрафа, судье или должностному лицу, вынесшему «штрафное» постановление. Но при этом сохранилось положение: по истечении срока, данного на уплату штрафа, судья, орган или должностное лицо, вынесшие постановление, направляют материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания неуплаченной суммы, одновременно с этим направляют в суд протокол о привлечении лица к ответственности за неуплату штрафа. Так что лучше все-таки уведомить соответствующие органы об уплате штрафа или хотя бы бережно хранить оригиналы всех оплаченных «штрафных» квитанций.
— Павел Борисович, если количество взимаемых штрафов растет, то порядок улучшается?
— Это не показатель порядка. Президент Дмитрий Медведев давно нацеливает ГИБДД на смену стратегических ориентиров в работе: не количество штрафов, а профилактика правонарушений. Важны предупредительные меры — повышение ответственности за прохождение технического осмотра, уровень медицинского контроля, водительского обучения. А также укрепление правосознания граждан. В этом смысле видеофиксация на дорогах хорошо помогает. Полагаю, что со временем она придет на каждый перекресток, участок техосмотра и регистрации, в патрульные машины ГИБДД — это пресечет, на мой взгляд, массу нарушений, в том числе и коррупционной направленности.