Рейдерам «подрежут» возможности
Примеров тому — масса, о некоторых широко информирует пресса, слезы других пострадавших «остаются невидимыми миру».
Утром приходит в кабинет руководитель предприятия, а в его кресле восседает человек, который заявляет, что теперь он директор — таково решение участников общества, вот протокол общего собрания, вот новая печать, а это — новая охрана. Или: один из учредителей ООО вдруг узнает, что другой учредитель свою долю продал. Что с таким бизнесом будет дальше?
Определяя правовой статус обществ с ограниченной ответственностью, законодатель минимизировал меры ответственности, порядок оформления передачи доли в уставном капитале с целью дать шанс начать свой бизнес как можно большему числу граждан. По стратегическому плану развития страны не монополии, а малый бизнес, средний класс должны вывести Россию в число передовых держав. Сколько за эти годы «севших на мель» ООО подверглось рейдерским атакам и поменяло собственников или использовалось в качестве «осадного орудия» для захвата собственности конкурентов. А сколько тех, кто увод фирм-однодневок с миллиоными долгами «в тень» превратил для себя в «бизнес», создавая условия для мошенничеств и злоупотреблений.
Означает ли это, что новыми поправками в закон предпринимаются меры по «закручиванию гаек» в отношении ООО? Ситуацию комментирует помощник нотариуса Новосибирского района Новосибирской области Алексей ФУЧКО:
— Такой подход законодателя вызван, считаю, прежде всего необходимостью упорядочить процедуру перехода права на ООО во избежание несанкционированного захвата собственности. В этом отношении предыдущий закон был, конечно, слабоват. Рейдеры, например, могли подделать протокол общего собрания участников общества, а затем в заявительном порядке уведомляли о себе как о новых собственниках. Рейдер мог самостоятельно оформить на себя банковский счет предприятия, осуществлять внешнее управление. Деятельный контроль государственных органов над процессом смены собственников отсутствовал, конфликты между старыми и новыми собственниками разрешались в судебном порядке.
Новые поправки в закон урезают возможности рейдерских захватов. Например, теперь при передаче доли в уставном капитале либо части ее третьему лицу (со стороны) требуется нотариальное удостоверение сделки. Другие участники общества получают право преимущественной покупки доли в уставном капитале. Нотариус становится участником оформления целого ряда документов и сделок по организациям, принимая на себя, как того и требует закон, полную материальную ответственность за качество. При этом закон налагает на нотариуса обязанность извещения в трехдневный срок государственного органа регистрации об удостоверении сделок, обеспечивая тем самым оперативность информации, ее достоверность и неоспоримость. Кроме того, о произведенных сделках по отчуждению долей нотариус или одна из сторон по сделке должны проинформировать само общество с ограниченной ответственностью.
— Кто и почему решается оформлять на свое имя фирмы-«невидимки»?
— Их используют дельцы, чтобы избавиться от неоплаченных налогов, невыполненных договоров, задержанной зарплаты, требовательных звонков из прокуратуры и т. д. Весь этот «груз» принимает на себя гражданин, которому терять нечего — в силу социального положения в обществе, болезни или иной причины. При этом реальными жертвами подобных сделок невольно могут стать его родственники, если таковые имеются. За неимением ответчика иск о взыскании долгов может поступить в их адрес, возможны и иные осложнения — например, в виде «наездов» криминальных элементов, специализирующихся на «выбивании» долгов. Одним словом, граждане многим рискуют. Хотя есть и люди, которые на манипуляциях с документами строят свой «маленький бизнес». Могут хоть десяток фирм «рога и копыта» оформить на себя, а потом пуститься в бега до нового «захода». Убытки государству от таких «операций» колоссальны.
— Как закон предотвращает подобные случаи?
— С 1 июля 2009 года это станет в том числе и задачей нотариуса, который проверит прозрачность сделки, удостоверится в дееспособности гражданина и его желании расстаться с долей в уставном капитале, разъяснит гражданину все правовые последствия оформляемой сделки. Замечу, что преступники, сознавая роль нотариуса, стараются миновать его, подделать документы.
Таким образом, новый закон укрепляет правовые гарантии деятельности ООО, стимулируя граждан активнее реализовывать свои способности в самой массовой форме бизнеса. Никто теперь со стороны, в обход участников ООО, не захватит их собственность. Безусловно, нотариальное удостоверение договора несколько усложнит процесс отчуждения доли, потребует от сторон представления нотариусу определенных законом документов и доказательств, в том числе оценки доли в уставном капитале. Однако если дело дойдет до суда, то процесс будет более скорым, поскольку нотариально удостоверенные документы не потребуют от суда дополнительных исследований. Одним словом, порядка должно стать больше, и выиграют от этого, я уверен, все слои гражданского общества.
— Алексей Сергеевич, что можно посоветовать тем, кто сегодня намерен заняться бизнесом в формате ООО?
— Очень серьезно относиться к соблюдению требований закона при оформлении каких-либо документов, при проведении процедурных организационных мероприятий, избрании руководящих органов, их смене, переходе долей в уставном капитале — правовые основания каждого момента будут тщательно проверяться нотариусом. Обижаться не надо — это делается, чтобы уберечь порядочных участников ООО от ошибок и убытков, а также защитить интересы государства путем устранения сделок, противных основам правопорядка.