Потребовал заменить автомобиль
Например, в конце апреля по инициативе граждан управление Роспотребнадзора в соответствии со статьей 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьей 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступило в два судебных процесса для дачи заключения. Исковые требования граждан были связаны с взысканием неустойки за нарушение сроков строительства жилых многоквартирных домов, возмещением понесенных расходов по устранению недостатков объекта недвижимости и компенсации морального вреда.
В ходе разбирательств судами были приняты во внимание заключения управления Роспотребнадзора, в итоге вынесены решения в пользу потребителей, исковые требования удовлетворены, соответственно, в размере 100 тысяч рублей и 730 тысяч рублей.
О порядке и условиях участия управления в судах рассказывает заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора Наталья ХАРЧЕНКО:
— Сегодня все больше людей для защиты прав потребителя обращаются в суд, мы поддерживаем этот позитивный процесс. В соответствии с законом органы Роспотребнадзора вправе вступать в дело до принятия решения судом первой инстанции по своей инициативе, заявлению потребителя и по инициативе суда.
— Какой вариант чаще используется?
— По инициативе гражданина, когда он обращается к нам с ходатайством о вступлении в судебное разбирательство. Например, сейчас участвуем в судебном разбирательстве по делу об автомобиле: гарантийный ремонт не устранил недостатки машины. Потребитель заявил требование о замене автомобиля, взыскании неустойки. Ответчик категорически не согласен. Хотя заключение управления для суда не носит обязательный характер, но часто имеет определяющее значение для разрешения дела по существу.
— Наталья Анатольевна, если участвует в суде представитель Роспотребнадзора, то адвокат не нужен?
— Это на усмотрение гражданина.
— Наталья Анатольевна, какой порядок обращения граждан в Роспотребнадзор с ходатайством об участии в судебном заседании?
— До этого мы рекомендуем попытаться решить проблему в досудебном порядке, оформив претензию в адрес хозяйствующего субъекта, нарушившего права потребителя. Вопрос об этом обязательно возникнет и в суде — все ли законные возможности исчерпаны? Не исключена ведь вероятность и того, что уже на стадии рассмотрения претензии конфликт может быть исчерпан (такая практика тоже имеется) и суд не понадобится.