USD 78.2923 EUR 89.8388
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Субсидию можно оформить без неудобств

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Ирины ЛЕДОВСКИХ.
082-12.jpg
082-12.jpg



Чиновникам при этом было неловко объяснять посетителям, что законодательная база, регламентирующая осуществление мер социальной поддержки и других государственных гарантий, активно развивается, но не сразу пропорционально нагрузке растут помещения, где приходится вести прием населения, что зачастую возникает дефицит специалистов.

Сегодня ситуация как будто изменилась, заметно поредели очереди на прием к специалистам отделов пособий и компенсационных выплат. Более того, департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области ввел новую форму обслуживания населения: мобильные клиентские службы. Специалисты стали выезжать в села, встречаться с жителями микрорайонов городов, давать консультации и оформлять субсидии и пособия прямо на местах. О работе мобильных клиентских служб мы попросили рассказать заместителя руководителя департамента Раису АНУФРИЕВУ.

— Социальное обслуживание населения в нашей стране носит заявительный характер, то есть человек должен сам изъявить желание реализовать свои права на получение мер социальной поддержки. Но люди, живущие в селах, особенно малограмотные и пожилые, далеко не всегда способны быстро сориентироваться, что они могут претендовать на какую-либо социальную помощь. Кроме того, не каждый может легко доехать до райцентра. А сейчас специалисты ездят в села и работают на местах, значит, граждане имеют больше возможностей реализовать свои права?

— Совершенно верно. Мы считаем, это правильная форма работы, что мы сегодня идем к людям. Приходим и разъясняем законы, каким образом человек может реализовать свои права. Если человек знает о мерах социальной поддержки и хочет ими воспользоваться, он пишет заявление. Если не знает или почему-либо затрудняется, его право может остаться невостребованным. Но каждое новшество не всегда воспринимается всеми одинаково. Когда мы впервые попытались вводить мобильные клиентские службы, то слышали порой мнения: «Да зачем это нужно?». Затем те же люди говорили: «Знаете, вы правы». После встреч со специалистами граждане лучше знают существующее законодательство, они могут получить ответы на конкретные вопросы.

Кроме того, необходимо было сделать предоставление мер социальной поддержки удобным для населения. К примеру, наш Новосибирский район расположен вокруг мегаполиса, люди живут в Плотниково, Барышево, Верх-Туле и в других поселениях. А отдел пособий этого района расположен в Краснообске. Человек приедет туда оформлять пособие или субсидию, но в пакете документов может не хватить одной справки. Значит, ему придется ехать домой, а затем вновь в Краснообск. Это дополнительные затраты на проезд, это — время, это — нервы. А если мы ведем прием, например, непосредственно в Барышево и человек забыл дома какой-то документ, он может тут же его принести. Если нужно, документ будет скопирован и быстро сформирован полный пакет, необходимый для оформления субсидии или пособия.

— Есть ли такая форма обслуживания в других регионах?

— В пенсионных органах есть, а в органах социальной защиты населения я не встречала такого опыта работы. Но мы решили, а почему нет? Благодаря тому, что департамент под руководством Сергея Иосифовича Пыхтина приобрел автомашины, технику, мы создали отделам возможность работать не только сидя в кабинетах. Все отделы обеспечены ноутбуками и копировальной техникой. Выезжая на место, специалисты берут с собой в электронном виде базу данных населенного пункта. Если необходимо, просматривают или берут собой личные дела получателей субсидий. Извещают о своем приезде по телефону. Словом, готовятся основательно, чтобы отдача была полной, потому что выезжать за 70 километров для того, чтобы принять два человека, конечно, смысла нет.

— Мобильные клиентские службы уже действуют и в Новосибирске. Куда же они выезжают?

— Сначала мы думали, что в городе это не получится. Куда специалистам в городе ехать? Но оказалось, что есть куда. Специалисты Калининского района поехали в Пашино, Ленинского — в Затон, Советского — на левый берег. Казалось бы, в Октябрьском районе уж точно некуда поехать, тем не менее там договорились с ТОСами. Они с радостью принимают специалистов, обеспечивают помещением, где идет прием населения. Можно, я похвастаюсь? В начале апреля мы получили благодарственное письмо в адрес Октябрьского отдела пособий за то, что приехали в ТОС «Боровое», приняли людей без задержки и очереди и ответили на все вопросы.

— Всегда ли удается предупреждать наличие очередей на прием к специалистам на местах?

— Мы смотрим по конкретному селу, сколько там получателей мер социальной поддержки, у скольких заканчиваются права на субсидии, на детские пособия, и так планируем свою работу. Если видим, что по детским пособиям должны прийти сорок человек, а по субсидиям всего два, то направляем двух специалистов по пособиям и одного по субсидиям. В городе сориентироваться сложнее, тем не менее составу выездных бригад удается прогнозировать ситуацию и вести прием без толчеи и очередей.

— Как собираетесь развивать клиентские службы?

— У нас есть крупные населенные пункты, такие как Линево, поселок Горный и некоторые другие, где много жителей. Там мы хотим попробовать создать стационарные клиентские службы, чтобы специалист работал постоянно, доводил до сведения жителей поселения необходимую информацию, принимал документы и передавал их в райцентр. Так пытаются работать Тогучинский и Искитимский районы. Посмотрим, что из этого получится.

— Как часто встречаются мобильные бригады с жителями районов. Какой у них режим работы?

— У каждого района свой график выездов. Там, где меньше муниципальных образований, например, в Венгеровском, Баганском районах, естественно, удается чаще вести прием на местах. Но, как правило, раз в месяц специалисты бывают везде. Это наше требование, мы проверяем графики работы мобильных клиентских служб. Зачем нужны встречи, как минимум, раз в месяц? Возьмем, к примеру, жилищные субсидии, они оформляются на шесть месяцев. По пособиям свои требования. Каждый месяц у нас есть люди, которые теряют права на пособия, на субсидии, если не подтвердят права, предоставив новые документы. Мы стараемся их известить об этом.

А режим работы — максимально удобный для населения. Обычно специалисты приезжают к 9 часам и ведут прием до последнего посетителя.

За первый квартал 2009 года состоялось 296 выездов мобильных клиентских служб в 266 населенных пунктов — по всей Новосибирской области. Протяженность дорог составила 14 тысяч 759 километров. На приемах побывало более 7 тысяч человек. 5 тысяч 400 человек получили консультации специалистов, свыше 2,5 тысячи человек сдали документы на получение каких-либо мер социальной поддержки.
Сегодня у нас в области и в Новосибирске созданы и работают 32 мобильные клиентские службы отделов пособий и компенсационных выплат.