ПОГОНЯ
(Хроника раскрытия одного преступления)
Однако эта автомашина с водителем и майором в пункт назначения не прибыла, и в положенный срок люди в часть не возвратились. Юргинским РОВД было заведено розыскное дело, но первоначальные поиски не дали положительных результатов.
Между тем время шло; постепенно родственники и близкие пропавших без вести, измученные горем, потеряли надежду. И только жена водителя Цвелева, которая осталась одна с двумя детьми, продолжала тревожить должностных лиц, писала в различные инстанции. Об этом свидетельствует и ее письмо, копия которого подшита в деле, к командующему Сибирским военным округом: «...Я поняла, что их никто уже не ищет», и просила командующего принять меры к розыску.
Неизвестно, как бы пошло дело дальше, но 14 февраля 1992 года в небольшом лесочке, на полях колхоза «Большевик» Болотнинского района, механизаторы обнаружили занесенную снегом автомашину КамАЗ, а в кабине труп водителя. Прибывшая на место оперативно-следственная группа Болотнинского РОВД установила признаки насильственной смерти. По документам, найденным в кармане погибшего, определили, что эта автомашина принадлежит воинской части города Юрга. Был опознан и сам водитель. Им оказался Сергей Васильевич Цвелев. И снова начались поиски преступников. Прорабатывались различные версии — это были напряженные дни для всех сотрудников районной милиции и прокуратуры.
И вот однажды появилась зацепка, которая стала решающей в ходе всего поиска.
Было установлено, что в середине октября 1991 года на маршруте Юрга — Томск перевернулась автомашина КамАЗ. Дни шли, но ее хозяин не объявлялся, и она оказалась брошенной. Итак, во всех трех случаях — автомобили КамАЗ. Анализируя эти факты, сотрудники уголовного розыска предположили такой вариант: если за перевернувшейся машиной никто не обращается, значит, вместо нее есть другая. Не исключено, что этой другой является та, которая угнана. И все это каким-то образом связано с гибелью водителя и исчезновением майора. По этой версии и решили работать.
Необходимо было установить, кому принадлежала машина, потерпевшая аварию. Эта третья машина тоже имела воинский номер. Довольно быстро установили, что эта машина из Республики Казахстан. Туда 20 февраля 1992 года и направилась оперативно-поисковая группа. Ее возглавил лично начальник отделения уголовного розыска И.И. Кожемяко, вместе с ним отправились старший оперуполномоченный ОУР В.Г. Вундер, старший участковый А.Ф. Деринг, милиционер-водитель С.И. Кубасов. Установили, что машина под этим номером стоит на учете в ДОСААФ города Семипалатинска. Она постоянно сдавалась в аренду одному кооперативу, и ее техническим состоянием никто не интересовался. Достаточно было того, что ее хозяева получали от арендаторов ежемесячно по 7 тысяч рублей. Уже без особых трудностей установили фамилию арендатора машины и его напарника. Назовем их пока гражданами О. и Б., живущими в одном из сел Семипалатинской области.
В это село оперативная группа прибыла поздно вечером. Шли третьи сутки поисков на территории другого государства. Работать сыщикам приходилось полулегально, скрывая, что они сотрудники милиции из России, ищут лиц, подозреваемых в совершении тяжкого преступления. Придя на квартиру к гражданину О., представились кооператорами, но хозяина дома не оказалось. Пришлось подождать. Хозяин приехал ночью на автомашине КамАЗ…
Через некоторое время оба подозреваемых в преступлении были задержаны. В ходе обыска у подозреваемого Б. было изъято ружье. Пыжи к его патронам оказались с таким же дефектом, как и пыж, обнаруженный в кабине автомашины, где был найден убитый водитель Цвелев.
Автомашина КамАЗ оказалась под другим номером (как потом выяснилось, номер этой машины уже был заменен два раза). И только по номеру двигателя удалось установить, что это угнанный КамАЗ. У оперативной группы теперь оставалась одна задача: избежать всяких случайностей, побыстрее выехать на территорию своего государства. В районном отделе милиции города Карасука были проведены первые допросы подозреваемых — они сразу признались в угоне автомашины, убийстве водителя и майора. Затем уже в ходе следствия рассказывали все подробно. Выходило, что версия, выдвинутая сотрудниками уголовного розыска, подтвердилась.
А дело было так. Угонщики, заправив автомашину в Болотном, выехали на трассу в сторону города Новосибирска. По их словам, километрах в 10 — 15 от Болотного их обогнал КамАЗ такой же марки с воинскими номерами. Его водитель стал подавать сигналы, требуя остановиться. И угонщики поняли, что их, образно выражаясь, «засекли». Тогда они свернули с трассы в сторону леса. Водитель с майором на КамАЗе за ними. И началась погоня. Они то догоняли угонщиков, то отставали. Все это продолжалось часа два, а может, и больше. Ушли далеко от трассы в лес. На полях колхоза «Большевик» у угонщиков стал «барахлить» мотор. Пришлось остановиться. И здесь снова появились водитель Цвелев и майор Бондарь. Один из угонщиков, тот, который управлял автомашиной, вышел на переговоры с майором и предложил ему оставить их в покое и уехать. На что майор ответил: «Нет. Вы оставляете машину и идете отсюда пешком». Пока происходил этот диалог, другой угонщик из ружья выстрелил в водителя Цвелева. Та же участь постигла и майора милиции — в него также спокойно и хладнокровно выстрелили — в живот и в голову.
В ходе следствия совершившие убийство честно признались: жили под гнетом постоянного страха, нередко приходили мысли, что рано или поздно могут найти. Всегда закрадывалась в душу тревога, когда в своем районе видели машины с номерами Кемеровской или Новосибирской области. И когда работники милиции представились, что они из Болотного, все стало ясно, отказываться не имело смысла.