Ездить зимой и летом, весной и осенью...

Как отмечалось в ходе заседания комитета, сегодня прорабатывается целый ряд согласующихся между собой документов, предполагающих улучшение состояния дорожной сети области, а также улучшение положения как пассажиров, так и перевозчиков. В первую очередь для приведения в соответствие с федеральным законодательством комитетом в первом чтении были приняты изменения в основополагающий отраслевой Закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области».
Большим стройкам без бюджета области не обойтись
В деле улучшения транспортного обслуживания большая ставка делается на сотрудничество власти с самими организациями-перевозчиками. В качестве одной из форм государственной поддержки перевозчиков предоставляются определенные послабления, регламентированные Законом «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».
Согласно рассматривавшимся на заседании изменениям к списку перевозчиков, обладающих правами на налоговые скидки, предлагается прибавить организации, осуществляющие перевозки пассажиров метрополитена. По словам заместителя руководителя департамента транспорта, дорожного хозяйства администрации Новосибирской области Александра Штапова, это нужно для стабилизации финансово-экономических показателей работы метрополитена, перевозящего в том числе пассажиров-льготников. Поскольку действовавшие ранее подобные документы, освобождавшие от налогов отдельные категории налогоплательщиков, утратили силу с 1 января 2008 года, предлагается установить льготу с этой же даты.
«Для того, чтобы изыскать дополнительные средства на строительство метрополитена, а также чтобы не повышать тариф на проезд в метро, администрация Новосибирской области предлагает освободить метрополитен от льгот на сумму 160 миллионов рублей», — говорит председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков.
Первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко добавил аргументов: обеспечение метрополитена подобными льготами необходимо для получения средств из федерального бюджета на дальнейшее строительство подземки (напомним, что доля средств на это из центра составляет 50 процентов при 50-процентном участии консолидированного бюджета субъекта РФ). Этого требует Министерство транспорта РФ и это является, по словам Василия Юрченко, «завуалированной формой увеличения финансирования метрополитена».
«Отмена в 2006 году налоговой льготы для метрополитена была связана с тем, что средства, получаемые метрополитеном от сдачи имущества в аренду, были не совсем адекватными суммам, направляемым из городского бюджета на строительство подземки. Начиная с 2007 года, с мэрией было согласовано: объем средств городского бюджета на строительство метро должен быть не менее объема средств, получаемых от аренды, плюс льготы и прямое финансирование из областного бюджета. Так что теперь предоставление льгот метрополитену в качестве поддержки оправдано», — говорит Василий Юрченко.
Кроме того, сегодня без льготирования новосибирскому метрополитену придется нелегко, ведь налог «по привычке» не платится с начала года (с момента устранения предыдущих документов). Если налоговые послабления снова официально не узаконить, для метрополитена будет проводиться перерасчет налоговой базы со всеми вытекающими последствиями — штрафами, пеней и так далее.
Учитывая, что льготы будут работать на такую во всех смыслах большую стройку, как возведение метрополитена, депутаты без возражений поддержали вынесение на очередную сессию областного Совета законопроекта «О внесении изменения в статью 8.11 Закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области». Комитетом рекомендовано принять законопроект сразу в первом и втором чтениях.
«Несмотря на то, что возведение третьего моста, метро и других масштабных объектов — это стройки в областном центре, в городе Новосибирске, но это проекты, в которых обязательно должен участвовать бюджет области», — говорит Сергей Титков.
В одиночку не потянуть
Сегодня депутаты-транспортники нисколько не сомневаются в правильности решения областной администрации, заключившей «Соглашение с муниципальными образованиями на оказание им государственной поддержки на строительство и модернизацию дорог общего пользования из фонда муниципального развития в 2007 году и фонда софинансирования расходов Новосибирской области в 2008 году».
«Пусть изначально мы критиковали некоторые моменты, связанные с первыми минимальными выделенными суммами, но так у муниципальных образований появились целевые средства на приведение дорог в порядок», — говорит Сергей Титков.
В настоящее время позади огромная работа по обучению глав муниципалитетов грамотному проведению конкурсов, подготовке проектно-сметной документации и так далее. Однако, тем не менее, ожидаемых больших плодов вся эта работа к 2008 году пока не дала. Сегодня в областной Совет от руководителей муниципальных образований идет настоящий вал просьб о выделении дополнительных целевых «дорожных» средств. Причина все та же — недостаточность сумм, и это несмотря на значительное повышение выделяемых средств. К примеру, селу Яркуль Купинского района на дороги выделено 400 тысяч рублей. Еще несколько лет назад подобные «дорожные» цифры в масштабах одного сельсовета были практически немыслимыми, а теперь их не хватает. Потому что «Новосибирскавтодор» рассчитал сметную стоимость ремонта дорог в селе Яркуль на 14 миллионов (!) рублей. Как справедливо отметил председатель транспортного комитета, «если щебенить сельские дороги по такой цене, никаких денег не хватит». Иными словами, идеал недостижим. Кроме того, как неофициально высказывались некоторые депутаты, при наличии твердого источника финансирования проектировщики вполне могут попросту запрашивать, как говорится, по максимуму.
«Много или мало 14 миллионов рублей, однозначно сказать невозможно. Во-первых, протяженность автомобильных дорог по Яркулю не такая уж маленькая. Кроме того, уличная дорожная сеть сама по себе очень дорогая — одни подъезды к каждому частному дому чего стоят, так что проект вполне может быть далеко не дешевым», — прокомментировал Александр Штапов.
Пока «дорого или дешево?» остается вопросом философским, главная цель уже принятых с муниципальными образованиями «дорожных» соглашений — сделать все населенные пункты области доступными, проезжими — не достигнута. При этом главам муниципалитетов, оказывается, вовсе не принципиально четко следовать проектам.
«Некоторые руководители говорили мне: «Не надо щебенить на 16 сантиметров, как по проекту, сделайте, чтобы проехать можно было». С этим, конечно, можно соглашаться или нет, но на местах требуются конкретные результаты», — говорит Сергей Титков.
Однако результатов только силами на местах достичь очень сложно, и не только денежный вопрос здесь встает ребром. Когда за сложные инженерные сооружения берутся муниципалитеты, они, по словам Василия Юрченко, оказываются не в состоянии организовать ни техническое задание на должном уровне, ни выбор проектировщика. В результате даже такое крупное и статусное муниципальное образование, как наукоград Кольцово, проведя процедуры по выбору и профинансировав подрядчика по разработке проекта строительства барышевского тоннеля, пока не справляется с ведением данного объекта. А что говорить о небольших муниципальных образованиях? Причина — отсутствие в муниципалитетах (тем более в сельских) опыта, квалифицированных кадров и так далее. Поэтому Василий Юрченко убежден: масштабные, стратегически важные для области объекты должны строиться под контролем областного департамента.
«Для направления средств должны быть точные критерии — именно в рамках развития региональной дорожной сети, в том числе муниципальных, межмуниципальных дорог. Деньги должны направлять только туда, куда надо, чтобы не возникло ситуации, когда на 14 миллионов строится 5 километров дороги. Главная задача — сделать сельские дороги гарантировано проезжими — зимой и летом, весной и осенью», — говорит Василий Юрченко.
АКТУАЛЬНО


