Будущее — за крупными хозяйствами
К этому стоит добавить, что судебные споры между акционерным обществом в лице директора ЗАО «Колыбельское» и несколькими акционерами (кстати, не работающими в хозяйстве) ведутся не первый месяц. Прерогатива суда — поставить точку в этом деле.
Почему все чаще в последнее время возникают такие спорные ситуации, на чьей стороне закон, попросила прокомментировать Бориса Павловича Кутырева — юрисконсульта акционерного общества «Сибирская регистрационная компания». Его разъяснения смотрите ниже под заголовком «Как сохранить аграрных командиров». О ситуации в акционерном обществе «Кучугурское» писала раньше в статье «Состояние противостояния» (номер за 10 июня 2008 года). Не один раз звучало на страницах нашей газеты и ЗАО «Колыбельское» и всегда со знаком плюс: одни из первых в покупке высокопроизводительной техники и в заготовке кормов в районе, первые по надоям молока от каждой фуражной коровы и т.д. При этом все успехи неразрывно связывались с именем директора Валентины Клавдиевой, принявшей хозяйство с кредитными долгами в 3,5 миллиона более пяти лет назад. Писалось и о том, что уже в течение двух лет делаются попытки скупки акций данного сельхозпредприятия.
Скупить сегодня можно акции любого хозяйства, были бы деньги, технологии таких покупок разработаны и действуют. Почему-то существует и стереотип в представлении многих крестьян, что «чужой дядя», став хозяином за счет их акций, сделает жизнь на селе сразу богаче и краше. Сказки. Инвесторы вкладывают деньги для извлечения прибыли. В Краснозерском районе несколько сильных хозяйств, составляющих гордость района и области, в них основной пакет акций принадлежит руководителям. Перечислю: «Новомайское», «Коневское», «Запрудихинское», «Черемошенское», конечно же, частное сельхозпредприятие «Рубин». О былой славе и трудовых успехах акционерных обществ «Мохнатологовское», «Краснозерское», «Сибирь», «Полойское» и ряда других стоит только вздохнуть. Потому не могу сделать однозначный вывод о возрождении такого явления, как класса помещиков и рантье, пусть и носящих пока другое название.
И если взаимоотношения горожан портит пресловутый квартирный вопрос, то на селе источник раздора между людьми сейчас — перераспределение имущественных паев. С земельными долями ситуация более-менее ясна, люди определились с их передачей в аренду или хозяйствам, или фермерам, или сами трудятся на земле. К сожалению, споры между руководителями и акционерами за акции сельхозпредприятий, как средство решения дальнейшей судьбы хозяйства, идут повсеместно. Хозяин, как говорится, барин, но не всегда только кажущиеся сегодня правильными решения бывают таковыми через время. Одно можно сказать точно: будущее в аграрном секторе за сильными, крупными хозяйствами, а не за раздерганными междоусобной борьбой.
Как сохранить аграрных командиров
Представим себе, что будет, если авиапассажирам будет разрешено в любое время прекращать функции пилота, избирать и сажать за штурвал кого-то другого. Или аналогичные действия проводить пассажирам океанского лайнера или автобуса. Можно также вспомнить войско, выбирающее командира, и иные аналогии. В одесских трамваях похожие случаи предупреждались: «Попробуй высунуться из окна — увидишь, что будет!»
В большинстве аграрных акционерных обществ полномочия исполнительного единоличного органа — генерального директора, исполнительного директора, директора — возлагаются на лицо, которое избирается решением общего собрания акционеров, им же, собранием, эти полномочия и прекращаются.
Нет спору, что успех акционерного общества, равно как и неудача, во многом, а порой целиком определяется тем, как его текущей деятельностью руководит директор. Примеров этому в Новосибирской области достаточно. Но немало набирается и примеров, когда директора, обеспечившего успех акционерного общества, акционеры снимают с должности, проголосовав за прекращение его полномочий, избирают «сменщика». На полном законном основании, хотя целесообразность такой замены можно подвергнуть сомнению.
Так, например, директор одного из лучших акционерных обществ Венгеровского района должен был освободить руководящее кресло по решению собрания акционеров. Преемник его ранее уже руководил акционерным обществом, «зарулил» далеко не в лучшую сторону, но его акционеры предпочли более успешному директору, который много вкладывал в само развитие хозяйства и, на взгляд акционеров, мало средств выделял им.
Федеральное законодательство об акционерных обществах устанавливает возможность заполучить директора двояким путем: избранием общим собранием акционеров либо назначением советом директоров (наблюдательным советом). По второму способу акционеры могут влиять на выбор директора только косвенно — выбирая членов совета директоров (наблюдательного совета), причем каждый год. Выберут «своих» членов совета — будет «свой» директор. Выберут не «своих» членов совета — получат, возможно, неугодного им директора. Директору в такой ситуации не всегда сладко: его пребывание в руководящем кресле зависит от воли и каприза небольшой группы членов совета — от четырех до восьми человек (директор, как правило, также член совета).
Наиболее часто в акционерных обществах директора избирают на собрании акционеров. Основных прав у акционеров всего три: участие в управлении обществом, получение дивидендов от прибыли и части имущества после ликвидации акционерного общества. На дивиденды в аграрных акционерных обществах рассчитывать держателям акций, как правило, не приходится, ликвидироваться вряд ли разумно, остается поучаствовать в управлении, в особенности при избрании директора.
Подчас акционеры, недовольные строгостью директора, не позволяющего пить, расхищать имущество акционерного общества, наказывающего нарушителей трудовой дисциплины, вредят ему более или менее пакостными способами — сожгут стог сена или даже дом, напишут во все инстанции жалобы и, наконец, прекратят его полномочия.
Лидия Богатырь, директор акционерного общества «Кучугурское» Карасукского района, в своем хозяйстве поставила вопрос ребром: имущество общества расхищать категорически запрещено, хочешь иметь — заработай. Акционерам требования не понравились — организовали прессинг директора, полномочия прекратили. Однако никого лучшего на должность не нашли, снова избрали. Видно, полагали, что отстранением от власти перевоспитали директора, не станет она больше запрещать делать свое привычное дело расхитителям и бездельникам. Не перевоспиталась. Тогда провели новое общее собрание акционеров, «отстранили» директора, поставили нужного человека. Решением арбитражного суда было признано, что общее собрание акционеров созвано и проведено с множеством грубых нарушений законодательства, его решения, в том числе о прекращении полномочий прежнего директора и назначении нового, признаны недействительными.
По следам событий в упомянутом акционерном обществе появились многочисленные высказывания о том, что хороших руководителей мало, руководитель «Кучугурского» — плохой, заменить бы его. На кого? Сказать трудно.
Напрашивается вывод: если не хочешь зависеть от акционеров — владельцев небольших пакетов акций, приобрети контрольный пакет акций. Тогда сам себя и изберешь директором.
Следует учесть, что при создании аграрных акционерных обществ акции размещались, то есть распределялись, среди значительного числа — сотен и даже тысяч работников. Руководителям при этом доставались малые, если не мизерные, проценты от общего количества акций. Дальновидные директора пытались скупать акции, чтобы в конечном счете получить контрольные пакеты (51 процент), при которых любой замысел акционеров освободиться от директора не прошел бы. В таких намерениях директора акционеры увидели угрозу потери контроля над начальником и продавать акции воздерживались, несмотря и на невыплату дивидендов.
Законодательство об акционерных обществах позволяет директору акционерного общества увеличить пакет акций, то есть процент от общего количества их, не скупая акции у других акционеров, а приобретя акции дополнительного выпуска. Такой способ применяется нередко, в том числе в аграрных акционерных обществах. Он позволяет директорам приобрести крупный, блокирующий пакет акций за достаточно умеренную цену. При этом не надо ходить по дворам, уговаривать несговорчивых акционеров уступить принадлежащие им акции.
Акционерным обществом «Колыбельское» Краснозерского района руководит Валентина Клавдиева. Характер у нее крепкий, как и хозяйство. Однако акционеры, владельцы одной — пяти акций, уже два года не дают директору спокойно работать. Забросали жалобами и заявлениями различные правоохранительные и контролирующие органы. Директор пошла на то, чтобы приобрести контрольный пакет акций из их дополнительного выпуска. Как положено по закону, было созвано и проведено общее собрание акционеров, большинство акционеров проголосовало за увеличение уставного капитала, за дополнительный выпуск акций, приобрести значительную долю которых получила право директор.
Что за крик тут подняла кучка акционеров! Разбросали по селу листовки, направили заявления в прокуратуру. Оказывается: «директор — преступник, хочет завладеть огромным богатством, заплатив мизерную цену». Нашли какие-то нарушения, допущенные при созыве и проведении общего собрания акционеров. Довели директора до того, что она уже готова отказаться от этой затеи, стала задавать вопрос, нужно ли оформлять дополнительный выпуск акций. Доводы жалобщиков не выдерживают никакой критики, все надумано, высосано из пальца. Стоит ли директору колебаться?
Общая практика в государстве в отношении акционеров, которые становятся владельцами крупного пакета акций, завладевают рычагами управления, освобождаются от пресса притязаний владельцев единичного числа акций, благоприятная. Новое в законодательстве об акционерных обществах состоит в том, что акционеры открытых акционерных обществ, приобретшие более 30%, 50%, 75% акций, обязаны обратиться к остальным акционерам с заявлением о выкупе акций у них (добровольное, обязательное предложение). Это известие адресуется тем акционерам акционерного общества из Краснозерского района, которые намерение директора приобрести контрольный пакет акций считают преступлением.
Кто-то, возможно, всполошится. Хорошо, мол, эффективный руководитель непоколебимо закрепится, сожалеть не о чем, но как быть с тем, полномочия которого, несомненно, следовало бы прекратить? Здесь не следует опасаться. Директор — он же, благодаря владению контрольным пакетом акций, становится по существу и хозяином бизнеса. Руководить спустя рукава не в его личных интересах.
Угроза дефицита продовольствия в мире просто заставит развиваться сельское хозяйство, в том числе в нашей области. Но развитие невозможно без сохранения сельскохозяйственных организаций, среди которых — акционерные общества. В свою очередь условием этого станет сохранение корпуса успешных аграрных директоров. Нельзя допустить, чтобы испытали они судьбу упомянутых руководителей из Венгеровского, Карасукского районов, а выдержали бы, как директор из Краснозерского района.