USD 78.4685 EUR 92.2785
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Объекты нашей памяти: беречь и охранять

Марианна ДАНИЛОВА. Фото автора.
130-04.jpg
130-04.jpg




Его возглавил Александр Владимирович Кошелев. А совсем недавно при губернаторе создан специальный совет по вопросам охраны объектов культурного наследия. На днях прошло его первое заседание. В повестке дня — обсуждение проекта пятилетней целевой программы по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на территории области, а также корректировка охранных зон памятников истории и культуры в городе Новосибирске и разговор о результатах историко-культурного обследования территории под застройку технопарка в Академгородке.

Состояние культурного потенциала региона определяет возможности развития наших территорий, городов. Учитывая, что эти вопросы затрагивают интересы всей Новосибирской области, многих отраслей и хозяйствующих субъектов, имеют особое значение для жизни будущих поколений, губернатор принял решение непосредственно войти в состав нового совета и возглавить его. Кроме того, в совет вошли представители науки, специалисты в сфере градостроительства, архитектуры, культуры.

«Я надеюсь, что совет не только будет эффективным органом, позволяющим принимать правильные управленческие решения, но и сможет стать авторитетным органом, постановления которого не будут вызывать каких бы то ни было возражений», — отметил губернатор Виктор Толоконский, открывая первое заседание совета.

Рассматривая областную программу по сохранению объектов культурного наследия, Александр Кошелев отметил, что речь в ней идет о множественном культурном потенциале Новосибирской области. На ее территории расположено 2062 объекта культурного наследия, из них 78 процентов приходится на памятники археологии. Архитектурное наследие в основном сосредоточено в Новосибирске, Куйбышеве, Колывани, имеющих статус исторических населенных пунктов.

Программа консолидирует различные источники финансирования, общий объем которого составляет 587 миллионов рублей, в том числе из областного бюджета — 427 миллионов, из федерального — 108 миллионов рублей. Губернатор Виктор Толоконский особо отметил, что финансирование программы из года в год будет идти по нарастающей. Кроме того, данная программа уже рассматривалась на совете администрации Новосибирской области, и было принято решение об увеличении ассигнований на нее.

«Из областного бюджета будут выделяться достаточно весомые средства, особенно на фоне того, что ранее на эти цели область тратила всего порядка 15 — 20 миллионов рублей в год, теперь финансирование будет увеличено в 5 — 6 раз. При этом мы все равно не снимаем задачу увеличения средств на работы по объектам историко-культурного наследия, чтобы как можно быстрее привести все памятники в нормативное состояние как по архитектурным, так и по эксплуатационным требованиям», — отметил Виктор Александрович.

В качестве результатов реализации программы специалисты уже сегодня намечают увеличение с 46 до 60 процентов доли объектов историко-культурного наследия в удовлетворительном состоянии на фоне общего количества памятников архитектуры и истории. Это должно оказать положительное влияние на формирование инфраструктуры туризма в исторических поселениях Новосибирска, Куйбышева и Колывани. В итоге количество объектов, включенных в инфраструктуру туризма, должно составить не менее 500 памятников истории и культуры.

Разработка целевой программы обусловлена необходимостью реализации возложенных на областные органы госвласти и органы местного самоуправления полномочий по сохранению и охране объектов культурного наследия, недостатком средств муниципальных образований (МО) в части финансирования мероприятий по сохранению объектов, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, Градостроительный кодекс РФ требует включения в градостроительную документацию информации о наличии объектов культурного наследия, находящихся на территории МО.

Цель программы — обеспечение сохранности объектов культурного наследия, их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую жизнь области. Кроме прочего, реализация программы, как надеются ее разработчики, поможет привлечь инвестиции в социально-культурную сферу, комплексно возродить территории с наибольшей концентрацией объектов культурного наследия. В решении задач программы специалисты управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области надеются на помощь, поддержку и перенимание опыта таких областных структур, как департамент строительства и ЖКХ, департамент культуры, департамент имущественных и земельных отношений.

По программе будут проведены ремонтно-реконструкционные работы на 67 памятниках, имеющих особую историко-культурную ценность, высокую социальную значимость для жителей области и конкретных МО. В перечень включены использующиеся для размещения и функционирования учреждений здравоохранения, культуры, образования здания-памятники.

Предусмотрен проект проведения полномасштабных реставрационных работ на здании торгового корпуса, в котором размещены основные экспозиции краеведческого музея. Привести его в соответствующий его ценности облик предполагается в течение ближайших трех лет.

В Новосибирске также запланирована реконструкция зданий третьей детской больницы, Художественного музея, юношеской библиотеки, художественного училища, архитектурной академии, Дома офицеров. Совместно с мэрией Новосибирска предполагается произвести комплексные работы по реставрации монумента Славы в честь подвига сибиряков в годы Великой Отечественной войны, мемориального сквера павших в годы Гражданской войны.

С учетом уже проведенных реконструкционных работ на здании театра оперы и балета, 100-квартирном доме и ряде других объектов реализация обсуждающихся мероприятий, по словам Александра Кошелева, поможет столице Сибири приобрести облик, соответствующий сегодняшнему потенциалу области и города.

В наиболее тяжелом положении среди памятников архитектуры в настоящее время оказались жилые дома. По законодательству собственник объекта культурного наследия несет все бремя по его содержанию. Естественно, жители домов не в состоянии самостоятельно выполнить данные требования закона без помощи всех уровней власти, особенно если такие дома расположены в Новосибирске. В рамках программы капитального ремонта в текущем году запланированы средства на ремонтно-реконструкционные работы на жилых домах по Красному проспекту, 11 (всем известный дом под часами), по ул. Урицкого, 17, по пр. Димитрова, 6 и на ряде других объектов.

С учетом вечной нехватки средств предполагается принять соглашение между основным исполнителем программы — областным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области и органами местного самоуправления. По такому соглашению муниципалитеты должны полностью взять на себя обустройство прилегающих к памятникам территорий. Все подобные аспекты, по мнению Виктора Толоконского, должны быть учтены в генпланах населенных пунктов.

Серьезным направлением будущих работ являются объекты археологического наследия. Отсутствие полной базы данных о памятниках археологии существенно осложняет процедуру согласования, выделения земельных участков для хозяйственного освоения. По словам Александра Кошелева, ежегодно специалисты сталкиваются с ситуацией, когда при освоении важных для области или конкретных МО проектов органы власти, юридические лица на стадии планирования не всегда учитывают объекты культурного наследия, что приводит к их разрушению и дальнейшему повышению финансовых затрат на них. Программа поможет не только защитить сами памятники, но и интересы представителей бизнеса. Включение территорий, представляющих археологическую ценность, в землеустроительные карты в качестве земель историко-культурного назначения позволит повысить уровень защищенности памятников и снизит финансовые затраты для субъектов малого предпринимательства на проведение подготовительных работ и реализацию конкретных бизнес-проектов.

Особое место в программе займет исследование Кудряшовского бора — уникальной для нашей области территории с более чем 250 объектами археологического наследия. Кудряшовский бор располагается в районе с развитой инфраструктурой, что дает благоприятные условия для создания на его территории историко-культурного заповедника регионального значения с дальнейшим развитием центров историко-культурного туризма.

По итогам рассмотрения программы было решено внести документ на обсуждение Новосибирского областного Совета депутатов.

В перерыве заседания совета по вопросам охраны объектов культурного наследия Новосибирской области Александр Кошелев прокомментировал ситуацию с территорией будущего технопарка в Академгородке. Как отметил Александр Владимирович, в течение первого полугодия 2008-го специалистами была проведена историко-культурная экспертиза данной территории. Основные выводы: в отличие от предыдущих заключений по данному вопросу эксперты смогли обнаружить первоисточники истории создания Академгородка. Это материалы, связанные с генеральным планом строительства городка 1958, 1963 годов. Детально проанализирован процесс самого строительства. Во многом то, что было запланировано, не осуществилось и зачастую возведение велось в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, складывавшихся в тот период. На протяжении всей своей истории Академгородок продолжал развиваться — сама его планировка осуществлялась с условием возможности дальнейшего развития.

«Проанализировав целый ряд параметров, экспертная группа не нашла достаточных оснований для придания территории Академгородка статуса достопримечательного места», — сказал Александр Кошелев.

Вместе с тем в ходе исследования были выявлены объекты, имеющие историко-культурную значимость, — для них существует определенная возможность включения в реестр объектов культурного наследия. Вся же территория Академгородка не может быть признана достопримечательным местом, в том числе потому, что городок имеет не уникальную планировку — по подобному принципу строились очень многие города. А в целом под достопримечательным местом понимаются недвижимые объекты, находящиеся на определенной территории.

Фотографии статьи
130-05.jpg