Вначале будет слово

— Приглашаем к дискуссии всех присутствующих, не только членов партии, — задал тон, открывая заседание политклуба, Олег Иванинский, руководитель исполкома Новосибирского регионального отделения «Единой России», председатель комитета по социальной политике областного Совета депутатов.
Его горячо поддержала проректор НГУ, доктор экономических наук Вера Маркова:
— Образование — наше национальное достояние, оно формирует инновационный капитал нации, является неотъемлемым элементом культуры и огромной экономической сферой. Оно так или иначе затрагивает каждого из нас, поэтому реформирование сферы образования не может проходить кулуарно, мы не должны оставаться в стороне.
Действительно, в стороне от обсуждения не остался никто из желающих высказаться. Начальник отдела высшего и дополнительного образования областного департамента науки Марина Ананич рассказала о технопарковой идеологии в подготовке кадров. О том, что в нашем регионе, небогатом освоенными природными ресурсами, ставку следует делать на интеллектуальный капитал. Благо занялись мы этим намного раньше других краев и областей — есть в области и наукоград, и технопарк, и уникальный научно-образовательный комплекс Академгородка. Запланировано создание нескольких технопарковых площадок с бизнес-инкубаторами на базе вузов и предприятий.
И все же, если сравнивать не с соседями по России, а хотя бы с маленькой Финляндией, в реализации подобных проектов «мы пока в зачаточном состоянии», считает Марина Ивановна. Поэтому остро необходимо формирование инновационной культуры, сохранение и развитие уникальной системы отбора талантливой молодежи, эффективное взаимодействие с работодателями.
Об участии общественных структур в оценке системы образования говорила заместитель руководителя профильного областного департамента Наталья Юсупова. Об отсутствии «четкого образа людей, специалистов, которые нужны сегодня нашей стране», — заместитель начальника областного управления по делам молодежи Александр Шепилов.
Все они в той или иной степени обозначали и достижения (в большей степени), и проблемы (в гораздо меньшей), причем речь шла в основном об отборе и воспитании элитных кадров. Очень остро на этом фоне прозвучало выступление депутата областного Совета Евгения Кулинича.
— У меня создается впечатление, что мы собрались сюда только город послушать. Неужели, как москвичи говорят, что для них Россия ограничивается МКАДом, так и у нас Новосибирская область — площадью Ленина? Извините, если грубо сказал, но мне очень обидно за деревню. Мы сегодня ведем речь о технопарках, о новых технологиях, но совершенно ничего не говорим о базовом образовании. Ничего не говорим о том, что введен ЕГЭ — слушайте, ведь это преступление, самое настоящее! Это якобы создает равные условия для поступления в вуз каждого выпускника… Но чтобы создать действительно равные условия, нужно создать равные условия для подготовки, для получения базового образования. Считаю, что рассматривать вопросы организации образования надо только в комплексе, начиная с детского садика и заканчивая пенсионным возрастом. Сегодня образование следует рассматривать только в связке с теми, кто потребляет рабочую силу — чтобы все люди были востребованы.
Да, творческий подход необходим. Но какой творческий подход нужен к той деревне, куда я везу старые компьютеры, снимая их у себя с производства?! Везу, чтобы там ребята хоть чему-то научились, хотя бы в режиме пользователя… Мощнейшая техническая база нужна сегодня во всех школах — во всех одинаково! Если не будет мощного базового образования, какое было у нас испокон веков, никакие новые технологии и подходы у нас не пойдут — не вытянем мы их только светлыми городскими мозгами. Надо поднимать всю территорию!
В качестве примера Евгений Николаевич привел опыт кадровой политики Западно-Сибирской железной дороги. В ее образовательных учреждениях находилось место не только для городских медалистов, но и для сельских троечников, которые успешно «подтягивались» до нужного уровня, получали образование и успешно работали «на линии», вырастая в талантливых инженеров, настоящих командиров производства.
Да, не надо ломать то, что уже создано. В этом Евгения Кулинича поддержали и проректор НГУ, и директора новосибирских гимназий. Директор гимназии № 10 Наталья Ярославцева прямо обратилась к представителям «Единой России» с просьбой обратить внимание на систему стандартов образования. По ее мнению, ни в коем случае нельзя было вводить ЕГЭ как единую систему, если не создан еще муниципальный стандарт содержания образовательного учреждения… Если система финансирования отодвигает на второй план сельскую или городскую окраинную школу... Если для изучения биологии, физики, химии оставлен лишь один час в неделю…
К чему пришли участники политклуба? К тому, что необходима единая, комплексная концепция развития образования. Потому что если ее не будет, то куда же тогда идти? Не в разные же стороны, как в известной крыловской басне. И, конечно же, не стоит поступаться интересами страны в угоду мифическим «международным стандартам» (Франция, к примеру, быть первопроходцем болонского процесса отказывается, а мы?) А еще обязательно нужно… продолжить дискуссию. Возможно, более детально, потому что и сельские школы, и ЕГЭ, и технопарковая культура могут и должны стать предметом серьезного обсуждения власти и общества. Пусть вначале будет слово, за которым последует дело.
АКТУАЛЬНО


