Каждому по потребности, а возможности у всех в руках

Главными вопросами для обсуждения стали финансовые. Это связано с тем, что в прошлом году бюджеты всех уровней стали формировать по-новому — на среднесрочную перспективу, то есть на три ближайших года. Председателей райсоветов волновали две проблемы: как сделать бюджет бездотационным и почему дотации из областного бюджета распределяются неравномерно по всем муниципальным образованиям. Последнюю тему поддержал и председатель областного Совета Алексей Беспаликов, приведя пример из практики.
— Однажды мне в Ордынском, это мой избирательный округ, сказали, что им не хватает бюджета. Я сначала не поверил, подумал, что они пользуются тем, что я их депутат, и хотят выпросить денег. Но когда мы в этом районе провели выездное совещание бюджетного комитета, оказалось, что из областного бюджета мы им недодаем дотации по всем нормативам. В то же время в соседнем Кочковском районе, это тоже мой округ, дела идут замечательно, дотации с лихвой перекрывают потребности, — поделился своими наблюдениями Алексей Акимович.
Председатели райсоветов тоже нашли в формировании областного бюджета недостатки с точки зрения распределения дотаций по районам и муниципальным образованиям. В прошлом году между первым и вторым чтениями главного финансового документа области ряд районов недосчитался нескольких миллионов рублей в качестве бюджетных ассигнований — в Краснозерском районе исчезли 11 миллионов, а в Ордынском — сразу 20 миллионов рублей. Заместитель начальника областного управления финансов и налоговой политики Виталий Голубенко пояснил конкретно по Краснозерскому району, отметив, что эти деньги сначала планировались на дотирование услуг ЖКХ, но, когда утвердили тарифы, необходимость в этой сумме отпала.
Однако конкретный пример стал толчком для обсуждения более масштабной проблемы — методики расчета дотаций муниципальным образованиям. Сложность этой проблемы подтвердили и представитель управления финансов и налоговой политики Новосибирской области, и заместитель председателя комитета областного совета по финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников. По их словам, уже второй год действует специально созданная рабочая группа по этому вопросу, но до сих пор ее члены не пришли к единому мнению, как рассчитать сумму для выравнивания бюджетов поселений. К тому же и сами представители местных властей не очень активно участвуют в создании этой методики. Как отметил Виталий Голубенко, от глав муниципальных образований и председателей советов не поступило ни одного конструктивного предложения по этому поводу.
Остроту поднятой темы обозначил и Алексей Беспаликов. Он назвал одну из причин неравномерного распределения областных дотаций. По его словам, в районах до сих пор нет утвержденных паспортов, поэтому невозможно проверить достоверность сведений о количестве населения, площади, социальных объектах и так далее.
— Бывает так, что в муниципальном образовании, где живут 500 человек, бюджет за счет дотаций в два раза больше, чем в селе с полутора тысячами жителей. А всё почему? Потому что наврали. Указали то, чего нет на самом деле, какие-то котельные несуществующие. А кто-то указал по-честному, сколько имущественного фонда, сколько площадей, сколько детей, школ и так далее. И поэтому получил меньше. Вот вы задаете вопросы, почему меньше или больше. А сами знаете ответы, — пояснил председатель облсовета.
На промахи и недоделки муниципальных образований обратил внимание и заместитель начальника областного управления финансов и налоговой политики Виталий Голубенко. По его словам, местные власти сами не работают над тем, чтобы бюджет был бездотационным. На вопрос председателей райсоветов о том, как сделать местные бюджеты самодостаточными, он ответил:
— Во-первых, это связано с федеральным законодательством, которое предполагает отчисление определенного процента налогов в вышестоящие бюджеты. Во-вторых, сами муниципальные образования не стремятся работать с налоговой базой. Темпы прироста налогов гораздо выше увеличения бюджетных ассигнований, но, несмотря на это, местные власти не принимают решения о замене дотаций на увеличение доли от налога на доходы физических лиц, — пояснил Виталий Голубенко.
В ответ на это председатели признались, что это на самом деле невыгодно. Большая часть налогов все равно уходит в другие бюджеты, поэтому работать с налогами в любом случае невыгодно. Однако Алексей Беспаликов обратил внимание на сбор земельного налога, который остается на местах. Говоря об этом, Алексей Акимович затронул тему ответственности чиновников на местах за формирование бюджета.
— У муниципальных образований есть очень мощный налог — земельный. Но они его не собирают. Не заинтересованы они в этом. Мы же их ставим в ответственность — он весь ваш на сто процентов. Соберите и живите спокойно. Налог на собственность тоже полностью отдается муниципальным образованиям. Зарегистрируйте всё имущество — и будет бюджет. Но процесс осознания этой ответственности идет медленно, потому что мы по своему менталитету отстаем от законодательства. И это самая главная проблема муниципальных образований, — заключил председатель облсовета.
Об этом же говорил и заместитель председателя комитета областного совета по финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников. Он отметил, что в 30-ти муниципальных образованиях до сих пор нет положения о бюджете, соответственно, финансовые документы там не имеют юридической силы. Кроме того, там, где есть такие положения, они либо устарели, либо не отвечают требованиям. Например, в них отсутствует перечень бюджетных обязательств, то есть нет конкретных полномочий, которыми располагают местные власти. В то же время именно с этих документов начинается проверка контрольно-счетной палаты. А если этих бумаг нет, то главам и представительной, и исполнительной власти грозит наказание.
Сергей Канунников подробно остановился и на межбюджетных отношениях. Он отметил, что из 490 муниципальных образований только 23 подали заявки на дополнительное дотирование из областного бюджета.
— Инициатива должна быть с места. И там, где есть налогооблагаемая база, работающие предприятия, особенно это касается районных центров, нужно это использовать и оставлять у себя налоги, — заключил Сергей Иванович.
Что касается распределения дотаций между муниципальными образованиями, то Сергей Канунников пояснил, что необходимо руководствоваться принципами, обозначенными в бюджетном кодексе: уровень бюджетной обеспеченности, налоговый потенциал и бюджетные обязательства. Именно эти параметры и нужно учитывать в методике распределения областных ассигнований. Пока это нельзя применить к ситуации в Новосибирской области в силу ряда причин, но работа в этом направлении ведется.
Завершая свое выступление, Сергей Иванович отметил, что сейчас самое главное — эффективно использовать бюджетные средства и ориентироваться на результат. В этом плане задача областных властей — подтянуть местные бюджеты к уровню обеспечения минимальных социальных гарантий, а не делать все бюджеты равными, поскольку это невозможно.