У каждого города — своя судьба!

О том, как развивается такой мегаполис, как Новосибирск и готова ли столица Сибири стать крупнейшим девелоперским проектом за Уралом, шла речь на втором градостроительном форуме «Город завтра», организаторами которого выступили мэрия Новосибирска и Сибирская гильдия девелоперов и управляющих недвижимостью. Бурно обсуждались стратегии развития и других сибирских городов.
В форуме приняли участие около 20 крупных московских и международных консалтинговых компаний, которые являются посредниками с профессиональными инвесторами, готовых вкладывать средства в развитие бизнес-инфраструктуры на рынке недвижимости. Это компании Blackwood, Penny Lane Realty, Cushman&WakefieldStiles&Riabokobylko, CB Richard Ellis, London Consulting & Management Company, ASTERA ONCOR, DTZ Russia, ROSS Group, «Эркер» и другие. Кроме консалтинговых компаний, присутствовали ведущие эксперты-экономисты.
Градостроительный форум стал своеобразной экспертной сессией, на которой обсуждались тема инвестиционной привлекательности города, критерии оптимальности роста и получения инвестиций, пространственное развитие Новосибирска, роль культуры как одного из ресурсов развития, инструмента повышения привлекательности города для проживания. Чтобы мнение экспертов было более квалифицированным и взвешенным, они имели возможность ознакомиться с материалами из Генплана и плана стратегического развития города, посмотреть на Новосибирск на специально организованной экскурсии, в результате которой специалисты могли оценить уровень развития города, увидеть, какие проекты запускаются в городе, насколько они удачны, каковы их недостатки, а также самим посмотреть на новые площадки застройки и основные транспортные магистрали.
По мнению президента некоммерческого партнерства «Сибирская гильдия девелоперов и управляющих недвижимостью» Олега Лугового, сегодня бизнес Новосибирска сконцентрирован в центре, а на периферии — только спальные районы. Хотя было бы целесообразнее иметь «сити», как минимум, в двух-трех местах — на площади Калинина, в центре и в районе «Башни». Подобное бизнес-планирование позволило бы решить и транспортную проблему в городе, которая сегодня стоит очень остро. Строительство дорог приведет только к тому, что жители будут приобретать все больше и больше машин, чтобы въезжать в центр города. А это потребует и больше парковочных мест.
О наличии в городе нескольких деловых центров рассуждает председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ, доктор искусствоведения, профессор МАРХИ (Москва) Вячеслав Глазычев:
— Судьба городских центров переменчива, как и сами мегаполисы. То эти центры переживают упадок, то с середины 70-х годов начался их новый подъем с появлением образованной молодежи с невысокими доходами. Затем они вновь начинают хиреть, когда эта молодежь обзаводится семьями и уезжает за город, а теперь, когда она постарела, старики начали обживать и преображать городские центры, которые адаптируются под их интересы и потребности, в то же время стараясь привлечь туристов. По причине дороговизны земли и желания приблизиться к своим сотрудникам, живущим в пригородах, деловые центры множатся и жмутся к удобным автомагистралям за пределами города или на его границе (в Москве торговый центр уже вывернулся, как чулок, и растянулся вдоль МКАДа по областной стороне). В целом же непреходящий дефицит жилья в наших городах до сих пор полностью искажает процесс, характерный для Запада.
О том, какой будет схема развития Новосибирска, однозначно предопределить вряд ли возможно. На его будущее повлияет то, где будут строиться новые бизнес-центры и жилые микрорайоны, как будут развиваться транспортная инфраструктура, реализовываться возможности для среднего бизнеса и многое другое. И немаловажно, каким образом будет реагировать само общество на все эти перемены, принимая или отвергая.