Тяжелые машины остановят

В Куйбышевском районе, занимающем в области второе место по протяженности автодорог среди сельских районов, есть села, связь которых с райцентром поддерживается только дважды в неделю. Отсутствуют остановочные павильоны во многих поселках, куда можно попасть только транзитным транспортом. Однако члены комитета отметили, что такие проблемы есть и в других районах. Вячеслав Нестяк в качестве примера привел несколько деревень Новосибирского района, которые, несмотря на близость к областному центру, не имеют постоянного сообщения с Новосибирском.
В отношении Куйбышевского района руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов пояснил, что с учетом готовящихся изменений в бюджет области в этом году реально увеличить транспортную сеть района на 10 процентов и построить для начала 3—4 остановочных павильона. Кроме того, изыскиваются и дополнительные средства на улучшение дорожной ситуации в Новосибирском районе.
Однако депутаты вышли и на общеобластную тему — сохранность дорог в весенний период. Эту тему поднял депутат Алексей Кондрашкин, поделившийся своими наблюдениями за большегрузными автомобилями. «Они скоро превратят все дороги в руины. Это касается как города, так и области», — посетовал член комитета, обращаясь к Николаю Симонову. По словам руководителя областного департамента транспорта и дорожного хозяйства, ситуация хоть полностью и не снята, но все же кардинально изменилась по сравнению с осенью. Напомним, что впервые к этой теме чиновники и депутаты обратились в сентябре прошлого года, когда в областной Совет поступила информация о том, что дороги Тогучинского и Мошковского районов полностью разбиты из-за перевозки по ним щебня с нарушением правил нагрузки. Тогда был введен ряд ограничений для большегрузных машин, которые действуют и по сей день.
— На тогучинском направлении был организован весовой контроль, который, на мой взгляд, работает достаточно эффективно. Хотя пока у нас два временных пункта, где производится взвешивание, но мы ведем работу и по созданию стационарных, — пояснил Николай Симонов.
В качестве одного из аргументов в пользу улучшения ситуации руководитель департамента привел статистику: более ста водителей было лишено прав за несоблюдение весовых нормативов, еще больше было наложено штрафов на юридические лица, которые занимаются грузоперевозками. За первых два месяца по итогам весового контроля 93 процента машин из карьеров идет с допустимой нагрузкой на ось, в то время как еще осенью была обратная ситуация — практически все грузовики нарушали правила. Кроме того, по словам представителя обладминистрации, увеличились и перевозки щебня из карьеров железнодорожным транспортом, что позволило снизить количество грузовиков на дорогах области.
— Мы проверили в феврале все карьеры и убедились, что их руководство понимает проблему и соблюдает требования к загрузке машин. Но, как всегда, находятся нарушители, — заметил Николай Симонов, и добавил, что самые недобросовестные — это владельцы большегрузов, которые, купив их, пытаются выжать всю мощность и, соответственно, получить как можно больше прибыли.
В этом году ситуацию с сохранением дорог взяли под контроль и по всей России. Временные ограничения по весу с 14 апреля по 15 мая будут действовать не только на областных, но и на федеральных трассах. Росавтодор не вводил такие правила уже около пяти лет. Однако депутаты высказали сомнение, что такие меры помогут сохранению дорог. Заместитель председателя облсовета Юрий Алаферовский тоже поделился своими наблюдениями. Он рассказал, что по направлению из карьера Мочище в город количество большегрузных машин становится всё больше. «Они просто нашли обходные пути — там, где нет весового контроля», — заключил депутат. По его мнению, необходимо менять формы работы. К существующей системе уже приспособились и нечистые на руку работники ГИБДД, и весовщики, определена и такса, заплатив которую, автомобиль может миновать весовой контроль. Своего коллегу поддержал и председатель комитета по транспорту Сергей Титков:
— Беда в области одна — нет весового контроля. В ордынском направлении есть один пункт, но он практически не действует. Я спрашивал сотрудников — за день они проверяют две-три машины. Получается, что остальные могут ехать с нарушением весовых требований. Нужно правильно организовать работу, чтобы не было обходных путей, — заключил председатель комитета.
Руководитель территориального управления автодорог Константин Громенко согласился с депутатами, пообещав, что количество пунктов весового контроля будет увеличено, а на ордынском направлении совсем скоро перейдут к более жесткому контролю.
В решении комитета конкретные рекомендации администрации области по Куйбышевскому району подкрепили стратегическими требованиями. Они связаны с тем, что, по мнению депутатов, в областном департаменте транспорта и дорожного хозяйства отсутствуют полные данные о транспортной доступности населенных пунктов области, что приводит к невозможности эффективного планирования функционирования маршрутной сети. Основой для этого должна стать государственная информационная система «Реестр автомобильных дорог Новосибирской области». Кроме того, необходимо создать и реестр пассажирских маршрутов. По мнению депутатов, при дальнейших изменениях в бюджете области основой для распределения средств должны быть именно принципы транспортной доступности населения Новосибирской области.