Нарушения как порождение «игры без правил»

Докладывая о деятельности палаты в 2007 году, ее председатель Елена Гончарова рассказала о росте объемов работы КСП. Если в 2006 году было проверено 77 организаций, в 2007 году их число увеличилось до 108. В минувшем году контролю подверглись, в том числе 24 органа исполнительной власти и 31 орган местного самоуправления. Проверки проводились на территории четырех городских округов и 12-ти муниципальных районов области.
Результаты проверок свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии бюджетного процесса в области и об укреплении финансовой дисциплины, а также о снижении количества нарушений всех видов. В частности, общее суммарное выражение подлежащих оценке нарушений и недостатков, выявленных палатой в 2007 году, составило 2,3 миллиарда рублей — это на 10 процентов меньше средней цифры, зафиксированной за последние пять лет.
С учетом выводов и предложений палаты в 2007 году в Новосибирской области принято 54 правовых акта, в том числе 17 законов. Еще 5 проектов находится на рассмотрении. Так, поправки были внесены в проекты законов о бюджетном устройстве, о прогнозировании, о финансовом контроле, о поддержке сельскохозяйственного производства и так далее. В законе об областном бюджете и бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на трехлетний период были внесены изменения в части бюджетной классификации доходов и расходов на сумму более 10 миллиардов рублей.
Одними из реальных результатов работы палаты, по словам ее председателя, можно считать принятие органами власти конкретных мер, на необходимость реализации которых КСП неоднократно указывала ранее. К примеру, проведена работа над информационной системой по учету областного имущества, утвержден порядок учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета. Этот порядок должен предотвратить несанкционированный рост по кредиторской задолженности. Кроме того, приняты меры по упорядочению разграничения полномочий в управлении оплатой труда в системе аварийно-спасательной службы и системе гражданской обороны, установлены сроки доведения субвенций до сельхозорганизаций и так далее.
В результате всей проделанной палатой в 2007 году работы возмещены и восстановлены бюджетные средства на сумму более 87 миллионов рублей, в том числе 29 миллионов — за нарушения, установленные в предыдущие годы.
Однако проблема возмещения бюджетных средств сохраняется — только в 2007-м из 5 миллионов рублей, выданных нецелевым образом, возвращено лишь около 100 тысяч. И проблема здесь, как комментирует ситуацию Елена Гончарова, в том, что в законодательстве не предусмотрен механизм взыскания средств со счетов бюджетных учреждений муниципальных образований. Поэтому основной мерой реагирования на нецелевое использование средств являются предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Есть свои сложности и в собственно проведении палатой проверок бюджетной отчетности областного бюджета и годовых отчетов бюджетов муниципальных образований. Елена Анатольевна рассказала, что для проверки муниципальных образований есть два пути: развитие системы муниципального финансового контроля в самих исполнительных органах власти или увеличение штатной численности областной контрольно-счетной палаты. КСП Новосибирской области сегодня пошла по первому пути, и в области проводится работа по развитию системы муниципального финансового контроля. Уже разработаны общие принципы такого контроля, рекомендации по передаче контрольным органам муниципального района полномочий контрольных органов поселений, а также рекомендации контрольно-счетной палаты по предотвращению нарушений.
Депутат Николай Мочалин высказался против альтернативного пути проверки муниципальных образований, предполагающего увеличение штатной численности КСП. По его словам, депутатский корпус увеличивал ее «уже три раза». При этом, по убеждению Николая Андреевича, возвращенных палатой в областной бюджет средств не так уж и много. Депутат предложил председателю КСП вместо увеличения штата изменить методы работы. На это Елена Гончарова возразила: объем работы слишком большой — за год необходимо проверить половину всех муниципальных образований области, которых у нас почти 400, — и сегодняшнего состава палаты, как ни крути, не хватает.
«Если бы в области был орган контроля при исполнительной власти, было бы проще, но его нет, и управление финансов создавать его, как я понимаю, не намерено», — говорит Елена Гончарова.
Но, по мнению Николая Мочалина, проблема заключается, скорее, в другом: «Сегодня получается, что, не нарушая законы, нормы межбюджетных отношений, муниципальные образования или какие-то их структуры фактически не могут функционировать. Может быть, стоит начать преобразования, не выявляя злоупотребления, а совершенствуя нормативную базу? Иначе будет продолжаться ситуация, когда работа есть у всех — у КСП, милиции, прокуратуры, а нарушений меньше не становится».
Елена Гончарова добавляет: «Мы в палате бьемся за то, чтобы «правила игры» в области были прозрачными и едиными для всех. Если определенные процедуры установлены, они должны соблюдаться — не должно быть прерогатив и поблажек для отдельных муниципалитетов. Сегодня мы видим, что кого-то на 100 процентов профинансировали, а кому-то дали мизерные суммы. Есть и такие факты, когда структуры разного уровня могут установить разные перечни государственной поддержки — конечно, это неправильно. Если такие факты вскрываются, то мы о них говорим. Давайте все вместе пытаться воздействовать на ситуацию, тем более у нас есть возможность влиять на изменение федерального законодательства. Нужно биться за то, чтобы правила распределения денег, которые мы устанавливаем начиная с закона о бюджете, исполнялись, и это четко и подробно контролировалось».
Предложение КСП — осуществление бюджетным комитетом облсовета постоянного круглогодичного контроля за финансовой деятельностью муниципалитетов области всех уровней. Кроме того, по мнению председателя КСП, необходимо, чтобы депутаты добивались разработки исполнительными органами власти планов по устранению нарушений и жестко контролировали этот процесс. При этом Елена Анатольевна уверена: формировать планы по устранению недостатков должны непосредственно органы исполнительной власти, которые их допустили, а не контрольно-счетная палата.
«Существующее разграничение полномочий предоставляет каждому заниматься своим делом», — уверена она.
Задавшись вопросом об отнюдь незавидной регулярности системных нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой, Николай Мочалин сделал несколько предположений на этот счет: «То ли у нас такие исполнители, которых нужно еще учить и учить, то ли документы, законодательство, требования и нормы у нас настолько несовершенны, что их невозможно исполнять?.. Нужно тщательно проанализировать ситуацию и дать предложения по изменению нормативной базы Новосибирской области».
В итоге комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности принял сформулированное своим председателем Виктором Осиным предложение: направить в администрацию Новосибирской области письмо с просьбой проанализировать системные нарушения, выявленные КСП, признать нарушения законодательства и внести свои предложения по их устранению. Контрольно-счетная палата — в рамках собственных полномочий — конечно, тоже будет подключена к усовершенствованию процесса создания, исполнения и контроля нормативно-правовой базы.
АКТУАЛЬНО


