Школа с углубленной человечностью

Трудный путь к истокам
Создание гимназии стало ответом со стороны Германии российским немцам, желающим сохранить свои традиции и культуру.
«Когда начался массовый выезд на историческую Родину, все утверждали, что хотят знать свою культуру и язык. Но на деле получилось так: большая часть поехала просто за лучшей долей. И тогда немецкое правительство нашло выход: хотите знать язык и культуру, почему бы не изучать их в России? Причем с раннего детства», — рассказывает Маргарита Григорьева. Быть руководителем образовательного учреждения, где дети изучают язык и культуру немецкого народа, — значит, самому понимать и любить истоки этой культуры. «У меня всегда был интерес к немецкому языку: в раннем детстве спасительным «словарем» была бабушка, которая научила меня говорить, и я до пяти лет говорила только по-немецки, потом учила язык в школе, в институте, много стажировалась, поэтому я приняла предложение возглавить образовательное учреждение подобного рода, сознавая, какая непростая, но интересная работа предстоит мне и моему коллективу», — продолжает Маргарита Ивановна.
Естественно, что, когда задумывался мультикультурный проект, учитывались многие факторы. Например, система образования в Германии отличается от нашей. Там ребенок вначале поступает в отдельную начальную школу, где обучается 4 года, по окончании продолжает обучение в основной на протяжении 11 лет или в гимназии 13 лет.
В Новосибирске решили начать с первой ступени — с дошкольников. В свои стены ласковое и приветливое «Солнышко» принимает детей с 4 до 11 лет. Сначала малыши приходят сюда в детский сад, после которого идут в начальную школу, расположенную в этом же здании. Почему мы говорим «дети двух культур»? В момент становления прогимназии российские власти, точнее новосибирская мэрия, предоставила здание, а немецкая — оборудование, инвентарь и технические средства обучения.
Но главная мудрость взрослых заключалась в другом.
В 1992 году прогимназия распахнула двери не только для детей из семей российских немцев, но и других национальностей. И до сих пор здесь пресловутой «пятой графой» не интересуются.
И от этой замечательной позиции выиграли все. Российские немцы — потому что смогли обучать детей в школе с углубленным немецким.
«То, что германская сторона не ставила условие «только для немцев», оказалось плюсом. В момент открытия к нам пришли дети с немецкими корнями, а также из семей, ориентированных на получение детьми качественного образования».
И зачем вам этот немецкий?
Только непосвященные задают этот вопрос. На самом деле не везде требуется лидер — английский.
«Мы же не работаем с Америкой. Зато у Сибири совместных проектов с Германией — сколько угодно! Вспомните: это и Гете-институт, Генеральное консульство Германии в Новосибирске, ЗАО «Общество развития Новосибирск» (GTZ), совместно с которыми мы реализуем культурно-образовательные проекты: по активизации и усилению языковой работы с детьми и молодежью (проект Breitenarbeit); конкурсы грантов; поддержка «функции моста» между Россией и Германией.
Наше учреждение занимает достойную нишу в образовательном пространстве города, рейтинг прогимназии достаточно высок, поэтому желающих выучить язык в стенах нашего учреждения всегда больше, чем мест, которые мы можем предложить», — отвечает директор.
«В памяти остались только самые яркие впечатления и воспоминания: традиции немецкой культуры, праздники, непосредственное участие в них, первое настоящее общение с носителями языка, любимые учителя, все то, что, делает школьную жизнь красочной сказкой, где каждый ребенок и педагог был героем в ней. Все помнят учителей из Германии Кristofа, веселую старушку — Frau Korn, а также переписку с немецкими детьми и гастрольный тур с театральной труппой по Тюрингии», — искренно написала в гимназическом журнале «Непоседа» выпускница 1998 года Яна Григорьева.
Что ждет ребят после окончания прогимназии? (Кстати, наши корректоры сурово спросили: «А что это за приставка — ПРО? Оказывается, по российской классификации образовательных учреждений, гимназия начинается с 5-го класса.
Таким образом, прогимназия предназначена для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста).
В дальнейшем детки поступают в 136-ю школу, где есть углубленный немецкий, либо в гимназии №1 и №7. Опыт первых выпускников доказал, что ребята успешно интегрируются. Многие дети «Солнышка» поступили в российские вузы, как в гуманитарные, так и технические, есть ребята, которые успешно обучаются за границей. И вполне спокойны за свое будущее.
«Солнышко» и Маргарита
Надо признаться, что впервые о Маргарите Ивановне я услышала на вручении областной престижной премии «Женщина — директор года».
И награждали ее как директора немецкого детского культурного центра «Солнышко» на базе прогимназии. Но, когда мы вместе стали выяснять, что делает «Солнышко», а что делает прогимназия, стало понятно, что они как два крыла, которые помогают ребенку развиваться. И затея с перечислением функций показалась ненужной. Так же как и дробление по типу: «Вот это — жизнь директора, а вот это — «Солнышка». Все взаимосвязано, личность и вверенная ей школа связаны прочными невидимыми узами.
Сами посудите. Де-юре под сенью «Солнышка» работают детский немецкий и русские театры, фольклорная группа, но ведь ходят в них прогимназисты. А еще из-под пера здесь выходит двуязычный журнал «Непоседа — Zappelmann».
Построенное здесь бикультурное образовательное пространство помогает детям лучше освоить язык. Не просто вызубрить то или иное слово, а научиться грамотной коммуникации.
Вот как сообщили юнкоры-первоклассники о своих пристрастиях в одном из номеров «Непоседы»:
Мы любим:
— веселые перемены
— учительницу Ольгу Юрьевну
— сладкий чай
— новых друзей
— гороховый суп на обед
— смотреть на рыбок в школьном аквариуме
— играть в продленке
«Каждый год для нас интересен и неповторим, — рассказывает Маргарита Ивановна. — Например, 2007 год отличился такими значительными событиями для нашей прогимназии, как проведение Международной научно-практической конференции-семинара для руководителей и специалистов образовательных учреждений дошкольного, начального и дополнительного образования по проблемам раннего обучения иностранного языка; большие золотые медали на международной образовательной ярмарке «УЧСИБ-2007», одна из которых за уникальный творческий проект «Танец — живой источник русской и немецкой культуры». Это радует, значит, мы поднялись еще на одну ступеньку выше». В этом году Маргарита Ивановна, выдержав серьёзную конкуренцию, стала победителем областного конкурса «Женщина — директор года» и в составе команды директоров года женщин-предпринимателей представляла регион на всероссийском уровне в Москве.
Когда во главе коллектива стоит женщина, особенно интересно спросить про кадровый вопрос.
«Я работаю в женском коллективе, сами понимаете, что это непросто. Но я радуюсь, когда вижу, что люди успешны, компетентны, хорошо выглядят. Для себя я давно вывела формулу успеха. Это любовь к делу, которому ты служишь. Любовь к людям. Если не любить, значит, не быть в этой профессии. Любовь к каждому прожитому дню. Любовь к моим двум дочерям и маленькой внучке, иначе ради чего мы живем?» — признается Маргарита Ивановна.
У прогимназии большие планы на будущее. Благодаря вводу в эксплуатацию пристройки, в которой разместились учебные кабинеты и оздоровительный комплекс с бассейном, учреждение объявляет дополнительный набор учащихся в 1-й класс и класс предшкольной подготовки. 18 марта прогимназия традиционно приглашает всех желающих на день открытых дверей с 9.00 до 17.00 по адресу: ул. Новогодняя, 36а, тел. 346-48-43.
А вместо эпилога мне хочется процитировать одно замечательное письмо, пришедшее в адрес Маргариты Ивановны из Германии. Безусловно, она получает много писем, но это письмо просто пронзило меня.
«Дорогие дети в Новосибирске, мы сердечно приветствуем вас. Мы — школьницы и школьники двух школ города Минден в Германии, их учителя и учительницы и студенты университета в Билефельде.
За прошедший год мы вместе со многими другими построили на школьном дворе МИРОВУЮ ДЕРЕВНЮ (мир в виде деревни). Это маленькие дома из дерева и глины с красивыми росписями и рисунками, печью и многим другим.
Мы ведь живем в одном мире, где есть солнце и луна. Поэтому мы интересуемся вами. Мы очень хотим знать, как вы живете, чему радуетесь и, возможно, сердитесь. Тогда мы можем сравнить, что у вас по-другому, чем у нас. Что одинаково».