Простые вопросы
Руководителей же «проштрафившихся» организаций ожидает не очень приятный разговор с членами комиссии.
Первый вице-губернатор области Василий Юрченко как-то упоминал, что еще несколько лет назад «гостями» подобных заседаний были руководители многих крупных новосибирских предприятий, а суммы задолженностей составляли многие миллионы рублей. Сейчас, слава богу, ситуация меняется, и объектами рассмотрения становятся чаще всего субъекты малого и среднего бизнеса. К примеру, в этот раз это были несколько частных охранных предприятий, один сельхозпроизводитель (хозяйство «Красногривенское» Доволенского района). Из достаточно крупных — только «Горэлектротранспорт» с задолженностью по заработной плате более 20 миллионов рублей.
Вот, к примеру, одно из ЧОПов (частных охранных предприятий). Численность работающих, по данным налоговой, — 60 человек, среднемесячная заработная плата — 2001 рубль. Предприятию было сделано предупреждение, в результате на сегодняшний день при численности в 40 человек средняя заработная плата составляет 5600 рублей. Основная масса работников — молодые люди 22—25 лет, пришедшие из армии. Остальные из рассматриваемых в этот раз ЧОПов показывают примерно такие же данные, с небольшими вариациями. Вопрос, который задавал первый вице-губернатор руководителям, предельно прост: «Как вы думаете, а почему эти люди у вас работают? Что их держит-то?»
И действительно. Средняя заработная плата по области — 11 700. В черте города она, соответственно, еще выше. И чтобы молодые, физически крепкие люди самого что ни на есть трудоспособного возраста при этом довольствовались зарплатой в 5 — 6 тысяч? По крайней мере странно. И навевает кое-какие мысли — в первую очередь о «серых» зарплатах.
В сельском хозяйстве ситуация несколько другая. В этот раз рассматривался Доволенский район, в котором существует долг по заработной плате в АПК порядка двух миллионов рублей. Причем полтора миллиона — «на совести» хозяйства «Красногривенское». Кроме того, за тем же хозяйством числится и почти два миллиона долга по налоговым платежам. При этом, как признался руководитель хозяйства, в целом 2007 год был для «Красногривенского» достаточно успешным — чистая прибыль составила более трех миллионов рублей. Задолженность по заработной плате постепенно снижается — по его словам, на 15 февраля она уже составила чуть больше миллиона рублей. Кроме того, в хозяйстве всегда готовы помочь работникам сеном, зерном.
В общем, по мнению директора «Красногривенского», особой трагедии в полуторамесячной задержке заработной платы нет. Просто сейчас деньги нужнее на других участках. А люди... Люди подождут, они привычные. Да и понимают тоже, что все для пользы хозяйства.
Юрченко с такой позицией категорически не согласился. Она ему, как он выразился, идеологически не близка. И тут тоже не обошлось без простых вопросов, на которые не так-то просто ответить.
— С чего это вы взяли, что вправе кредитоваться у собственных работников? Или за счет пенсионных взносов, по которым у вас тоже долгов 1,9 миллиона? Нельзя так вести бизнес, и не будет этого больше! Чем раньше вы перестанете это делать — тем лучше будет для вас. А получается, что вы, грубо говоря, отмахиваетесь от этого. Дескать, чего вы ко мне привязались, меня и так люди любят — я им работу даю.
Начальнику сельхозуправления Доволенского района Василий Алексеевич тоже достаточно жестко указал на необходимость бороться с такой практикой.
— Да, у вас очень внушительные результаты по прошлому году — сумма задолженности по заработной плате в районе уменьшилась в 2,7 раза. Но задача-то, поставленная губернатором, была в том, чтобы свести эту задолженность в ноль. Причем все, что вам нужно, это разобраться с двумя хозяйствами, которые и дают эту цифру. Возможно, нужно принимать более жесткие меры.
Третьим номером повестки дня стало рассмотрение ситуации с «Горэлектротранспортом». Финансовое положение предприятия на сегодняшний день крайне сложное, поэтому винить руководство в задолженности перед работниками язык не поворачивается. Все видим, в каком удручающем состоянии находятся троллейбусный и трамвайный парки, в курсе сложностей с социальными проездными и компенсацией за проезд льготников. Напомню, что до введения социальной карты компенсация перевозчикам за провоз льготных категорий граждан начислялась исходя из того, что в среднем льготник совершает 22 поездки в месяц. Когда же появились магнитные карты, появилась и возможность фиксировать реальное количество таких поездок. Оказалось, что это в среднем 36 поездок в месяц. Разница — больше чем в полтора раза, или более чем в 80 миллионов рублей. Но здесь уж трамвай, как говорится, ушёл.
Погасить существующую задолженность — 21 с лишним миллион рублей — для «Горэлектротранспорта» пока не представляется возможным. Все меры — вплоть до реструктуризации предприятия и сокращения численности персонала — уже приняты. Но пока львиная доля выручки идет на платежи энергоснабжающим организациям и «Горводоканалу». Здесь уже вопрос жизни и смерти — если до конца марта не погасить задолженность по электроэнергии, то уже 1 апреля трамваи и троллейбусы попросту не выйдут из депо. Но в целом — благодаря более весомым и более соответствующим реальности компенсациям из бюджета — есть надежда постепенно выкарабкаться из этой долговой ямы.
Такие вот разные по своей сути ситуации и такие разные направления работы у трехсторонней комиссии. С одной стороны — легализация «серых» зарплат, с другой — борьба с практикой кредитования за счет собственных работников, с третьей — работа с действительно находящимся в тяжелом финансовом положении предприятием. В целом же усилия направлены на одно — на улучшение жизни простых работников.