Добровольно-принудительные собственники

Вкратце суть вопроса в следующем. Еще в прошлом году правительство приняло Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Федерация пообещала деньги регионам на капитальный ремонт на определенных условиях. В частности, затраты должны нести три собственника: федеральный бюджет (50%), жители (5%), консолидированный бюджет — остальные средства. Основное условие фонда: финансовая поддержка будет представлена при условии наличия товариществ собственников жилья (ТСЖ) в многоквартирных домах не менее чем в 5%. В Новосибирске пока насчитывается 4,38% ТСЖ, но муниципальные власти обещают, что пятипроцентная норма будет выполнена. Так что шанс попасть в программу ремонта есть у всех домов. В соответствии с распоряжением мэра в Новосибирске формируется адресный перечень домов, который будет включен в областную заявку. После того, как область защитит заявку на федеральном уровне, деньги будут выделены. По оценкам мэрии, на капремонт должно быть выделено около 2,7 миллиарда рублей за четыре года, а потребности аж 22—25 миллиардов! И сроки поджимают: до 15 февраля необходимо сверстать городскую заявку. Как у нас бывает, весь год работа велась тихо-мирно, а как стали поджимать сроки, власти начали будировать граждан.
В конце января в мэрии состоялась «прямая линия» на тему капремонта, а почти следом в пресс-клубе Новосибирского Союза журналистов прошла пресс-конференция на тему «Новые тарифы ЖКХ». На встречу с журналистами пришли Ольга Витальевна Молчанова, начальник департамента экономики и финансов Новосибирской мэрии, Николай Иванович Малай, заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии, Марина Олеговна Антонова, сотрудник отдела общественных связей ГУП ЖКХ Академгородка, Виталий Алексеевич Мухачев, директор ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района г. Новосибирска.
Ольга Молчанова еще раз разъяснила, почему всем надо торопиться:
— Программа действует всего четыре года. Для участия в программе управляющая компания обязана подать заявку. При этом обязательно должны быть протокол общего собрания собственников дома о выборе способа управления и утвержденная жильцами смета. Чем расторопнее окажутся жильцы и управляющая компания, тем больше шансов, что дом приведут в божий вид.
Мне вспомнились действия моей управляющей компании: в декабре пошла в свое ЖЭУ, где заполнила пустой договор, а в январе мне его вернули уже подписанным. Ни о каком общем собрании и не слышала.
Как оказалось, и многие мои коллеги тоже. Если уж журналисты вслух спрашивают: «Почему нам ничего неизвестно о смете?», «Какие виды ремонта входят в программу?», чего тогда ожидать от бабушек или дедушек? Словом, многих «женили» добровольно-принудительно.
А в идеале должно быть так. По словам Молчановой, работу управляющие компании должны были вести в конце прошлого года и до 1 января представить жителям в письменном виде информацию о предлагаемых тарифах. Если они этого не сделали, обязаны сделать в январе, тем самым отодвигая сроки попадания в программу. На общем собрании необходимо не просто показать людям тарифы, но и экономически обосновать их. Если общее собрание жильцов не приняло тарифы, предложенные управляющей компанией, в этом случае управляющая компания может обратиться в мэрию с просьбой установить тарифы для этого конкретного дома.
Если большинство жителей на общем собрании приняло решение о повышении тарифов, другим жильцам придется выполнять это решение. Спорные вопросы придется решать через суд.
— Не получится ли так, что дома поделятся в содержании на дорогие и дешевые. Чем старше дом, тем больше за него придется платить?
— Нет, не всегда. Безусловно, если дом в хорошем состоянии, ему не требуется ремонт и текущее содержание оказывается в целом дешевле. Тогда жители могут решить оставить тарифы на прежнем уровне, но жители могут попросить жилищную организацию разбить у них на участке роскошную клумбу или детскую площадку.
— Возможен ли перерасчет тарифов?
— Нет. Тарифы не имеют обратной силы и действуют с момента принятия. Я бы посоветовала всем внимательно читать договоры, в частности, какие прописаны механизмы для принятия тарифов.
— Сколько времени необходимо, чтобы жители почувствовали позитивный эффект от деятельности управляющей компании? Допустим, тарифы утвердили, а работы никакой не ведется…
— Я думаю, что два года, не больше. У нас в двух районах есть очень хорошие управляющие компании.
На конференции представители двух управляющих компаний рассказали, как они вели работу с жильцами.
«Мы составили на все дома перечни необходимых работ и из стоимости работ вывели индивидуальные тарифы по каждому дому. Где-то мы укладываемся в рекомендуемое 13-процентное повышение, но на многих домах оно существенно выше в связи с потребностью в дополнительных работах. Этот вопрос мы предложили собственникам на голосование. В настоящее время мы подводим итоги и вынуждены признать, что в ряде домов голосование не может быть признано состоявшимся из-за очень низкой активности граждан. Люди в целом не готовы принимать решения по таким вопросам», — рассказала Марина Антонова. Дальше слово предоставили Валерию Мухачеву, гендиректору моей родной управляющей компании, о которой я знала только заочно.
«В управлении у нас находятся 545 многоквартирных домов, с июля прошлого года начали заниматься тарифами совместно с департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства. За основу взяли методические рекомендации по определению платы за содержание жилого фонда. На их основе были подготовлены предложения о тарифах в зависимости от материала стен дома, этажности, площади придомовой территории. Мы сочли необходимым донести до руководителей инициативных групп, старших домов и подъездов информацию о том, что такое капитальный или текущий ремонт. Жители должны понять, что вопрос тарифов теперь зависит от них самих», — сказал Мухачев.
Журналисты заинтересовались, как сами реформаторы узнали о реформе.
«Лично я как собственник живу в доме, которым управляет ГУП ЖКХ ННЦ СО РАН. Они проводили кампанию по разъяснению новых правил. Я получил уведомление о проведении собрания, бюллетень для голосования и перечень работ, по которым предлагается увеличить тариф с 7,20 до 8,93 рубля», — ответил Николай Малай.
В целом же Малай признал, что «управляющие компании сработали слабенько». По его словам, на сегодня муниципалитет получил всего 20 заявок от 193 домов на сумму 368 миллионов рублей. До конца февраля муниципалитет должен представить в областную администрацию программу почти на миллиард двести рублей.
«Пассивность жителей может привести к тому, что мы эти деньги потеряем. Горожане должны понять, что федеральный фонд предоставляет возможность городу Новосибирску выполнить капитальный ремонт на сумму порядка пяти миллиардов рублей», — подчеркнул Малай.
Таким образом нас призывают становиться активными собственниками. Тем, кто еще не определился и не подписал договор, можно внимательно изучить «Рекомендации по формированию оплаты граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2008 году», они имеются в любой управляющей компании либо на сайте мэрии в разделе ЖКХ. Второй важный шаг — участие в общем собрании, где можно и нужно высказать наболевшие вопросы. С ТСЖ, скорее всего, вопрос будет решен. По нашей информации, некоторые ЖСК сейчас спешно перерегистрируются в ТСЖ, чтобы получить свою долю на ремонт.
В завершение все участники конференции высказали одно общее пожелание: жители должны проявить заинтересованность в этом вопросе, тогда у нас будет шанс отремонтировать старый жилой фонд, чтобы не случилось очередной коммунальной катастрофы.