USD 78.5016 EUR 90.1356
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

В чем суть независимости села?

Марианна ДАНИЛОВА.



Благо в преодолении их Новосибирская область за годы реализации закона о местном самоуправлении во многом преуспела. Однако «несовместимость» теоретической законодательной и реальной жизненной бюджетной самостоятельности села сегодня все громче заявляет о себе. Без корректировки здесь не обойтись — в этом уверен депутат Новосибирского облсовета Николай Мочалин, предложивший на рассмотрение комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности законодательную инициативу по внесению в облсовет проекта закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов в Новосибирской области государственными полномочиями по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений». Иными словами, предложил передать бразды финансового обеспечения поселений на районный уровень.

Неоднозначность этого предложения диктует сама жизнь. С одной стороны, многие из почти 500 муниципальных образований разного уровня Новосибирской области, как выразился Николай Мочалин, обосновывая свою позицию, «назвать самостоятельными язык не поворачивается».

«Все они дотационны, и сумма дотаций в общих доходах населения составляет 62,5 процента у поселений, 20 процентов — у районов. Более 80 процентов поселений имеют в общей сумме своих доходов и вовсе более 70 процентов дотаций. То есть фактически только на бумаге существуют полномочия, собственные налоговые базы. Нет ни одного главы МО, который бы был против передачи государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности на уровень районов», — говорит Николай Андреевич.

Да к тому же пока, по убеждению Николая Мочалина (и особых споров по этому факту не отмечено, в том числе и среди большинства глав районов), методика выравнивания бюджетной обеспеченности поселений у нас работает неравномерно, вследствие чего многие районы оказались финансово обделенными. Так что тут вполне логично, считает депутат, не о самостоятельности говорить, а максимально «разгрузить» поселения от полномочий. Тем более с районного уровня поселенческие «болевые точки» вроде бы куда заметнее, чем с областного...

Но, с другой стороны, для самих поселений собственные проблемы еще очевиднее, да и без разного рода субъективных факторов перераспределение полномочий не обойдется. Как подчеркнул заместитель председателя бюджетного комитета облсовета Сергей Канунников, то, что главы районов высказываются за то, чтобы им передали бюджетные госполномочия, для депутатов не новость. А вот главы поселений в большинстве своем, утверждает Сергей Иванович, против этого, потому что существует субъективное отношение.

«Мой знакомый, председатель бюджетного комитета регионального законодательного органа Алтайского края, рассказал, что у них после передачи госполномочий на районный уровень только 10 процентов глав районов распределяют средства строго по методике, остальные — как бог на душу положит», — подтвердил свою точку зрения конкретным примером Сергей Канунников.

По убеждению заместителя председателя бюджетного комитета, наибольшая актуальность сегодня в другом. Необходимо создавать механизмы стимулирования органов местного самоуправления на зарабатывание денег, развитие собственной налогооблагаемой базы. И Министерство финансов РФ, как отмечает депутат, уже пошло в своей методике по формированию фондов финансовой поддержки регионов как раз по пути создания таких механизмов. Как для более справедливого распределения дотаций, так и для того, чтобы развивалась налогооблагаемая база и больше средств оставалось на местах, в нашу нормативно-правовую базу нужно заложить решение целого комплекса проблем.

Законопроект, предлагаемый Николаем Мочалиным, не одобрен губернатором области — сегодня областной бюджет принят на три года, и принятие данной законодательной инициативы потребует корректировок в основные бюджетные законы области.

Бюджетный комитет не отклонил предложение, решив, однако, создать рабочую группу из депутатов Совета, руководителей и специалистов областной администрации, районов и поселений. Как справедливо отмечает председатель бюджетного комитета Виктор Осин, большая работа еще предстоит по весьма обширному аспекту бюджетных вопросов. Конечно, вся эта работа будет во многом связана с имеющимися наработками бюджетного комитета.

В одном и депутаты, и представители областного финуправления согласились: вопрос о передаче финансовых полномочий в большей степени политический, чем технический. Основная роль предлагаемого законопроекта — повышение статуса глав муниципальных районов относительно глав муниципальных поселений. Он может изменить лишь ход управленческих решений относительно существующей схемы прохождения финансовых потоков.