С заявлением в милицию
— Хулиганит?
— Нет.
— Ну ничем помочь не можем.
Несколько дней бомж обитал возле батареи, потом поднялся на чердак. Что он там делает?
...На чердаке сумрачно, грязно. Об эпизодичном присутствии «хозяина» свидетельствовали следы ночлега — рваный матрас, остатки костра на куске жести... А если загорятся деревянные перекрытия? Или маньяк затянет на чердак ребенка?
Дома написал заявление о необходимости принять меры безопасности и отправился в РУВД. Офицер дежурной части заявление почитал и направил... в прокуратуру. Зачем? Пошел на прием к начальнику РУВД — занят... Снова с заявлением в дежурную часть, промямлив что-то невразумительное — «Чего беспокоитесь?» — его вернули назад.
И тогда я написал два заявления: одно — в пожарную часть, другое — в ГУВД области с требованием предотвратить нежелательные последствия. И тут «правовая машина» дрогнула, заскрежетали ее шестерни, закрутились колеса... В ГУВД провели служебную проверку по факту отказа в приеме от гражданина заявления, непринятию предупредительных мер. В итоге дверь на чердак закрыли наглухо.
А вот другая история на ту же тему. В ноябре 2004 года с дачного участка ветерана воры украли раскладушку и инструменты. Пенсионер огорчился, но заявлять не стал, полагая, что милиция «все равно ничем не поможет». А через два дня воры принялись разбирать металлическую крышу его домика. Тут уж терпеть невозможно — с соседом и председателем садового общества одного из воров задержали и вызвали милицию. А дальше — самое интересное. Пенсионер и двое его помощников с целью дать показания для возбуждения уголовного дела приехали в 8-й отдел Октябрьского РУВД и просидели в коридоре без движения четыре часа... В конце концов пенсионера отправили домой, так и не приняв у него заявление. Когда он пришел в 8-й отдел милиции на следующий день, там была уже другая дежурная смена. Ветерану сказали, что все материалы переданы в 7-й отдел милиции. Он — туда. В 7-м отделе дежурные милиционеры с удивлением пожали плечами — мол, никаких материалов не зарегистрировано и задержанного преступника никто в их отдел не передавал.
Две недели ветеран ходил из одного отдела милиции в другой... Наконец в 7-м отделе милиции у него приняли заявление, зарегистрировали его, и началась проверка. По итогам ее участковый инспектор милиции отказал в возбуждении уголовного дела, сославшись на малую стоимость ущерба. Ветеран обжаловал это решение в прокуратуру. А там возбудили уголовное дело по факту кражи и еще одно — по факту укрытия преступления. Как это ни удивительно, в укрытии преступления был обвинен единственный работник милиции, который официально принял заявление о преступлении и зарегистрировал его — лейтенант милиции Пономарев. В течение двух лет длилось следствие и судебное разбирательство этого дела. Суд в приговоре указал, что Пономарев С.В. не виновен в совершении преступления, и полностью его оправдал. При этом в приговоре суд отметил, что сотрудники 8-го отдела милиции не исполнили свои должностные обязанности надлежащим образом.
Консультирует адвокат Павел ЯРОВОЙ:
— Согласно приказу и инструкциям МВД РФ заявления от граждан принимаются только в дежурных частях органов внутренних дел, а вне их принимать заявления сотрудники милиции имеют право лишь в двух случаях: когда они сами находятся вне органов внутренних дел и если в данном подразделении органов нет дежурной части. Но и в этих случаях все поступившие заявления должны немедленно передаваться в дежурную часть, где собирается вся информация о совершаемых преступлениях и принимаются меры по их раскрытию.
При принятии заявления дежурным офицером должен быть составлен протокол установленной формы, и гражданину, в соответствии с приказом МВД РФ, на руки выдается специальный отрывной талон, в котором указывается, какое заявление принято, о чем оно, регистрационный номер заявления, дата, роспись должностного лица. По этому талону потом можно легко установить, когда и к кому обращался гражданин с заявлением в милицию. Потребовать выдачи такого талона — законное право гражданина. Если выдавать его отказываются, принимать сообщение отказываются, гражданин вправе обратиться в дежурные части городского управления МВД, областного управления, в задачу которых входит и контроль над исполнением законов в части приема заявлений от населения.
Кроме того, в каждом подразделении органов внутренних дел, кроме дежурных частей, ежесуточно дежурит один из офицеров руководящего состава, в обязанности которого входит контроль над работой подразделения. Наметились проблемы в дежурной части — обращайтесь сразу к дежурному офицеру.
Каждый факт отказа в приеме заявления от граждан — это ЧП в работе милиции, расценивается как грубое нарушение должностных обязанностей и по нему проводится служебное расследование. При отсутствии в действиях сотрудников преступного умысла они привлекаются к мерам дисциплинарной ответственности.