«Откат» как средство, питающее коррупцию
Государственные и частные потери от закупок по завышенным ценам достигли к началу третьего тысячелетия в нашей стране впечатляющих размеров. Непрозрачность закупок поразила все отрасли экономики, а в деловой оборот и в сознание граждан прочно засел «откат» как способ ведения незаконной предпринимательской деятельности. Появились целые «школы и технологии отката», способствующие ограничению конкуренции и питающие коррупцию.
В целях регулирования отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, установления единого порядка размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере их размещения был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действующий с 1 января 2006 г.
Закон детально определил процедуры закупок, обусловил их внедрение в практическую жизнь. При этом по ходу развития института государственных закупок постоянно осуществлялся анализ практики его реализации, периодически вносились изменения в закон, направленные на повышение качества и прозрачность закупок, снижение их коррупционности.
Последние изменения (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 218-ФЗ) направлены на решение указанных задач. Основными новациями предусматривается допуск строительных компаний к участию в аукционах на размещение госзаказа свыше 50 млн рублей, которые в течение последних пяти лет построили объекты стоимостью не меньше чем 20% от той стоимости, на которую они претендуют. При таких условиях размещение госзаказа предполагает обеспечение дополнительных гарантий соблюдения прав заказчика и качества строительства.
Определен такой критерий отбора на все виды работ и услуг без ограничений. Данная поправка направлена на соблюдение прав заказчика, а в последующем потребителя на получение качественных товаров и услуг, и недопущение участия в торгах поставщиков-посредников, не соответствующих данному критерию. При этом законом определен предельный вес данного критерия во избежание злоупотреблений при оценке заявок участников конкурсов. В ходе конкурсного отбора компании будут сравниваться по весу этих критериев в процентах. Теперь в законе установлен максимальный вес критерия квалификации — он не должен в совокупности превышать 20%. На работы и услуги с высокими квалификационными требованиями (аварийно-спасательные работы, медуслуги, реставрация памятников, НИОКР) указанные критерии в оценке разрешено доводить до 45%.
К 1 января 2010 года должен быть создан единый общероссийский портал в интернете, куда все заказчики будут давать информацию о размещении госзаказа. До сих пор информационные сайты формировались раздельно на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Это позволяло при необходимости фактически скрывать информацию о торгах, что автоматически сужало круг участников. Теперь же информация о торгах в стране должна стать прозрачной и открытой для всех.
Как профессионал, долгие годы отработавший в правоохранительной системе, отдаю себе отчет в том, что одними законодательными инициативами снизить коррупцию в сфере закупок не удастся. Без системного и комплексного подхода к этой проблеме существенных сдвигов в ее решении достичь не удастся.
Реализации этой задачи должно способствовать усиление контроля за исполнением закона, в частности, применение на практике внесенных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 218-ФЗ большого количества поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Появились новые акценты, которые признают нарушением административного законодательства деяния, ранее таковыми не являвшиеся. Например, устанавливается ответственность за воспрепятствование допуска участников к торгам, появилась ответственность не только у заказчиков, но и у органов власти, которые являются администраторами сайтов, и многие другие. Существенно повысились штрафы за совершение административных правонарушений в сфере государственных закупок.
Специальной уголовной ответственности за нарушения закона о государственных закупках закон не предусматривает. Но при этом не стоит забывать, что уголовную ответственность за хищение, мошенничество, взяточничество и коммерческий подкуп никто не отменял.
В целях недопущения недобросовестной конкуренции и обеспечения равных условий для участников торгов следует принимать меры к недопущению участия в них организаций и предпринимателей, использующих схемы уклонения от уплаты налогов, благодаря которым ими проводится агрессивная ценовая политика и с рынка вытесняются добросовестные участники.
Более 150 хозяйствующих субъектов на сегодняшний день попали в «Реестр недобросовестных поставщиков», который Федеральная антимонопольная служба ведет с августа 2007 года.
В реестр включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.
Полагаю, что изменения закона и практики размещения государственных заказов позволят минимизировать потери государства от завышения закупочных цен, повысить эффективность и результативность государственных вложений и понизить уровень коррупции в сфере государственных закупок.