USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Разорвать порочный круг можно»

Вадим ГЛУХОВ. Автор благодарит М. ГЛУШКОВУ, пресс-секретаря управления Судебного департамента в Новосибирской области, за помощь в подготовке материала.
125-24.jpg
125-24.jpg



— Римма Викторовна, за совершение тяжких преступлений, в том числе убийства, подростки от четырнадцати лет отправляются в колонию для несовершеннолетних, откуда возвращаются совсем другими людьми. Можно ли разорвать этот порочный круг?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос о порочном круге, необходимо проанализировать причины совершения преступлений несовершеннолетними. Откуда они, «неблагополучные» дети? Жестокое обращение родителей с детьми — очевидная причина совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений. Следующая причина — бедность духовная и материальная. По статистике две трети детей сегодня растут в семьях с низким уровнем дохода и переживают это очень болезненно.

Следующая серьезная причина — ослабление ответственности за ребенка со стороны семьи, школы и всего былого своеобразного конвейера социализации (кружков, секций).

Подростковые детские банды могут накинуться, ограбить, а то и забить человека. Несовершеннолетние преступники отправляются за совершенные преступления в колонию для несовершеннолетних и возвращаются после освобождения совсем другими людьми. Разорвать порочный круг, на мой взгляд, можно, если после освобождения из мест лишения свободы с несовершеннолетним будет проводиться работа по формированию личности, будет вестись работа, направленная на устранение или нейтрализацию явлений и факторов, способствующих антиобщественному поведению. Необходимо решить вопрос о том, чтобы несовершеннолетний попал в хорошую социальную группу, устроился на работу — тогда его установки могут измениться.

— Бывают, наверное, такие случаи, когда ребенка обижают или он растет в чужой семье, а он свою энергию выбрасывает в преступлении. Но закон, кажется, не учитывает такие нюансы?

— Я с вами не соглашусь в части того, что при определении приговора и назначении наказания судья не учитывает такие нюансы. Согласно требованиям уголовно-процессуального закона, одними из обстоятельств, подлежащих доказыванию, являются обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого. Без этого просто невозможно постановление приговора. Как пример могу привести очень показательное уголовное дело в отношении четырех подростков 1991 года рождения, признанных Ленинским районным судом виновными в совершении серии преступлений, предусмотренных ст. 166 ч. 2 п.«а» (неправомерное завладение автомобилем группой лиц по предварительному сговору), ст. 158 ч.2 п. «а, в» (кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору) УК РФ.

Чтобы добиться назначения эффективного и справедливого наказания для несовершеннолетних преступников, судом было проведено всестороннее изучение личности подсудимых, которое выражалось в воспроизведении условий жизни подростка и его воспитания. Характеристики и справки, приобщенные к материалам дела, тщательно анализировались, в ходе судебного заседания по крупинкам складывалась полная картина жизни ребенка.

В ходе исследования выяснилось, что социальная среда, в которой росли будущие правонарушители, далека от идеала. Складывалось впечатление, что корень всех детских проблем — это неблагополучная семья, проблемы в семье, дефицит внимания и любви. Двое из подростков росли в неполной семье, у одного их них сложились плохие отношения с отчимом, а мать была судима за нанесение тяжких телесных повреждений. Трое подростков состояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Но только ли семейные проблемы подтолкнули детей на совершение преступлений? Оказалось, что у всех четверых не сложились отношения с одноклассниками, учеба давалась им с трудом, многие были переведены на индивидуальное обучение.

Дети, ранимые и впечатлительные, очень тяжело переживали неудачи в общении со своими сверстниками, не это ли послужило поводом, что всеми отвергнутые ребята нашли друг друга, объединили свои силы, чтобы дать отпор обществу, не сумевшему понять и принять их? За каждым уголовным делом, рассматриваемым судом, стоит отдельный человек, отдельная личность со своей особенной и неповторимой судьбой и историей.

При вынесении приговора по указанному уголовному делу суд учел все данные о личностях виновных, в том числе и смягчающие обстоятельства, что позволило назначить справедливое наказание каждому, соразмерное совершенному деянию.

— Недавно прочитал, что Общественная палата обратилась к Президенту России о содействии в создании ювенальной юстиции в стране. В письме, подписанном 83 членами палаты, отмечается: «Очевиден факт отсутствия в России устроенной, основанной на правовых процедурах системы защиты прав детей, в центре которой бы находился ребенок. Именно это привело к росту таких явлений, как детская преступность, наркомания, беспризорность». Что за этим письмом? Многие граждане впервые слышат о ювенальной юстиции.

— «Пекинские правила» 1985 года определяют ювенальную юстицию как особую систему правосудия по делам несовершеннолетних, при которой центральное звено — специализированный суд — тесно взаимодействует с социальными службами. Это придает процессу по делам несовершеннолетних углубленное изучение личности подростка, условий его жизни с целью назначения справедливого и эффективного наказания.

— Какие перспективы внедрения ювенального судопроизводства в Новосибирской области?

— В 2006 году в наш суд поступило 172 уголовных дела о преступлениях несовершеннолетних, что составило около 13% от всех уголовных дел 2006 года. 137 несовершеннолетних преступников осуждено, причем в отношении 31 наказание последовало в виде лишения свободы, условно осуждены 96.

В 2006 году в Ленинском районном суде началась практическая реализация идеи претворения в жизнь системы ювенального судопроизводства. Проводимый эксперимент предполагает создание суда для несовершеннолетних, важным принципом которого является процедура, когда каждое дело, прежде чем оно попадает на рассмотрение к судье, проходит через специального работника по социальной сфере, который собирает по несовершеннолетнему необходимые сведения. Данные сведения такой работник получает как при взаимодействии со специальными органами, так и выполняя другие обязанности: посещение дома несовершеннолетнего, знакомство с обстановкой его жизни, выяснение условий, способствовавших совершению им проступка, проведение бесед с лицами, которые могли бы помочь исправлению подростка. Социальный работник должен присутствовать на судебном разбирательстве и доводить до судьи полученные о несовершеннолетнем сведения.

В рамках участия в эксперименте был проведен ряд семинаров, на которых затрагивались вопросы получения Ленинским районным судом качественной информации об особенностях личности и социальной ситуации несовершеннолетнего правонарушителя.

Так, 19 декабря 2006 года совместно с представителями Ленинского районного суда и сотрудниками Центра помощи жертвам преступлений прошел семинар по теме «Восстановительная ювенальная юстиция: механизм взаимодействия социальных служб с правоохранительными органами и судом», на котором обсуждалось ювенальное правосудие и взаимодействие с социальными службами в реализации программы по заглаживанию вреда.

Ювенальная юстиция должна представлять собой глобальную систему не только специализированных судов, но и систему активно взаимодействующих между собой органов по профилактике преступности несовершеннолетних, специальных и правоохранительных органов. Создание судов по делам несовершеннолетних дало бы возможность поднять в целом качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, в целом более четко ориентировать правосудие в отношении несовершеннолетних, прежде всего на защиту нужд и интересов детей.