Эффективность — в объединении усилий

На состоявшемся недавно заседании Совета при губернаторе по реализации приоритетных национальных проектов разработчики представили этот документ главе области и специалистам-отраслевикам. Сегодня схема территориального планирования области дорабатывается. Как подчеркивает губернатор Виктор Толоконский, до конца текущего года этот документ необходимо окончательно утвердить.
Схема как основной прогнозный документ территориального планирования будет рассматриваться и приниматься одновременно со стратегией развития области, рассчитанной также до 2025 года. Заместитель губернатора — руководитель департамента строительства и ЖКХ области Владимир Анисимов очень ярко и образно описал значимость, взаимосвязь и соотношение двух этих важнейших для нашего региона документов:
«Если Стратегия развития Новосибирской области является содержанием поступательного движения нашего региона вперед, то Схема территориального планирования — это некая «одежда», которую мы сегодня «шьем» на период до 2025 года. Среди основных задач при этом — создание транспортного каркаса области с учетом развития ее территорий и основных центров обслуживания населения. При этом центром первого ранга будет город Новосибирск, а также предполагается образование агломерации Барабинск — Куйбышев, Карасукской зоны с прилегающими районами, Татарской и Черепановской зон», — сказал Владимир Александрович.
Как отмечает один из руководителей группы разработчиков схемы — заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН Марк Вильнер, и Стратегия социально-экономического развития, и Схема пространственной организации области определяет согласованное развитие всех отраслей хозяйства. Лейтмотив территориального планирования Новосибирской области — обеспечение взаимодействия сфер экономики, территорий нашего региона и соседних субъектов. И, конечно, среди основных задач — соблюдение баланса интересов различных слоев общества.
Разработчики схемы уверены: поскольку Новосибирск является социально-экономическим, научно-техническим центром огромного региона азиатской части России, а также нашему городу делегирована часть общегосударственных функций, федеральный центр должен принимать активное участие в укреплении значимости столицы Сибири как центра. В связи с этим некоторые из задач реализации Схемы территориального планирования Новосибирской области напрямую относятся к федеральному уровню. Среди них создание систем скоростных транспортных магистралей между Новосибирском, Томском, Барнаулом, обеспечивающих не более чем двухчасовую доступность. Уже сегодня практически осуществляются очень интенсивные связи между Новосибирском и центрами соседних регионов. Эти связи содействуют эффективному развитию Новосибирска и соседних городов. Но очень важно обеспечить условия для повышения интенсивности этих связей. Поэтому представляется целесообразным совместное рассмотрение этими регионами вопросов взаимосогласованного развития с распределением функций. Велика потребность в развитии транспортных узлов, обеспечивающих запросы во внешних связях, а также обеспечение согласованного приведения приоритетов и взаимодополняющего развития в Новосибирске, Томске, Барнауле.
«Сегодня необходимо решать проблемы не числом, а умением, — говорит Марк Вильнер. — То есть требуется развитие инфраструктур, совершенствование технологий, проведение инноваций, обеспечивающих повышение уровня качества и среды жизнедеятельности населения, повышение роли средств, которые создают предпосылки для более интенсивного развития».
В целом схема территориального планирования предполагает повышение конкурентоспособности нашей области, ее экономики за счет роста эффективности использования территорий. В зависимости от того, как будет развиваться пространственный каркас территорий и как они будут использоваться, в очень большой степени будет зависеть действенность ее экономики.
В основных планировочных зонах предусмотрена определенная концентрация населения, размещение производственной и социальной инфраструктур, инновационных зон, зон добывающей промышленности, а также сельскохозяйственных и лесохозяйственных зон. Схема также предусматривает рекреационные зоны, предназначенные для создания историко-культурной среды и образовательного туризма.
Излагая свое видение Схемы, главный архитектор Новосибирской области Сергей Ганжа подчеркнул глубину представленного документа. По словам Сергея Дмитриевича, в схеме исследованы, обозначены и выявлены те проблемные ситуации, решение которых позволяет освоить Новосибирской области высокий уровень совместимости со всеми остальными территориями.
Поскольку плотность населения на большей территории нашей области сегодня достаточно низка, необходимо эффективное, рациональное использование территорий. Чтобы равномерно и планомерно развивать и осваивать нашу территорию, считает Сергей Ганжа, нужно выравнять плотность населения, которая на сегодня является достаточно низкой и разрозненной. Кроме того, должна быть обеспечена транспортная безопасность жителей. При этом можно снять проблему переуплотнения некоторых населенных пунктов и удовлетворить потребности людей в нормальном, беспрепятственном перемещении по области. По словам Сергея Дмитриевича, схема предполагает уравновешенную ситуацию расселения и обеспечение в будущем гарантий комфортабельного проживания граждан во всех поселениях.
Как пояснил губернатор Виктор Толоконский, Схема территориального планирования должна дополнить общие стратегические задачи, механизмы развития региона.
«Документ придаст этим процессам максимальную пространственную конкретность, территориальную форму и одновременно уточнит целый ряд подходов по развитию отдельных сфер жизнедеятельности, отраслей экономики, более четко определит точки роста на территории Новосибирской области, поможет представить прогноз изменения численности населения. Без этого документа невозможно качественно построить всю систему планирования и управления», — обозначил Виктор Александрович.