USD 99.8729 EUR 104.2310
 

В свободном паренье

Татьяна ШИПИЛОВА.



но показала поклонникам в пятницу такой премьерный спектакль, что, похоже, новые «масочные» треволнения у всех нас не за горами...

Пьеса Дарио Фо «Свободная пара» не просто всемирно известна: за нее в 1997 году автор получил Нобелевскую премию. Причем заявил, что половина награды принадлежит его жене — Франке Раме... Потому как она была соавтором не только в литературном плане, но прежде всего жизненном, и произведение во многом автобиографично.

Под разными названиями (у нас — «Прелести измены») эта «история отношений мужчины и женщины, которая начинается с того момента, когда многолетний стаж супружества убивает в мужчине интерес к жене, а в ней, напротив, только расцветает любовь и желание», идет ежедневно примерно на 400 сценических площадках мира. И интерес к ней как зрителей, так и театров, по всей вероятности, иссякнет не скоро — в перипетиях взаимоотношений Антонии и Карло так много для каждого узнаваемо горького и узнаваемо смешного, но всегда — в каждом конкретном случае — непредсказуем финал...

Здесь, на новосибирской сцене, только в буквальном смысле взрыв их домашнего очага воссоединит самых близких друг другу и, безусловно, любящих людей. Все остальное время страдающая от равнодушия и измен мужа Антония страшно одинока, что очень остроумно и изобретательно отражено сценографией. Жизненное пространство героини — между двумя несоединимыми огромными знаками W и M (woman и man), между двумя — ее и мужа — гардеробными (в одну из них каждый вечер, чтобы переодеться и исчезнуть в ночи, «ныряет» Карло). Третью стену образует некий блестящий, как мишура, «расшитый» компакт-дисками занавес, за который так манят героя «прелести измены»...

А прелесть рассказанного и показанного нам, зрителям, авторами постановки — в невиданном, можно сказать, прежде жанре, который сами они неофициально и очень осторожно (в программке написано «мюзикл») определили, как мюзикл-шоу.

История страданий, казалось бы, нелюбимой жены и ее «тернистый путь» завоевания собственного мужа актуальна всегда и в любом уголке планеты. Несмотря на политические и экономические катаклизмы, крах «любовной лодки» воспринимается людьми, особенно женщинами, как самое трагичное в жизни. И этот посыл постановщики несут через музыку и танец, а «острое на язычок» либретто по-женски искусно «перчит» происходящее на сцене...

Спектакль — в буквальном смысле феерия музыкальных стилей, ритмов, мелодий разных континентов, стран и времен (отсюда и определение — «шоу») — подчеркивает универсальность «life story» Антонии и Карло. Диско, хард-рок, рэп, самба, румба, буги и т. д. — более двадцати восхитительных хореографических номеров почти в режиме non-stop — настоящее «олимпийское достижение» балета Новосибирской музкомедии. В невероятном ритме, мгновенно перестраиваясь пластически и актерски, существует в спектакле Ярослав Шварев (Карло) — он исполняет здесь шесть ролей! И, конечно же, хороша Вероника Гришуленко (Антония) — без нее, «сильной личности, необычайно одаренной актрисы, героини на сцене», утверждают постановщики, как и без такого уровня балетной труппы, спектакль бы вообще сочинился и получился совершенно иным... Признавая при этом состоятельность и двух других актерских составов — Елизаветы Дорофеевой и Марины Кокоревой (Антония), Дмитрия Суслова и Дмитрия Аверина (Карло).

...И вот герои вновь обрели друг друга — свою, как говорится, единственную и настоящую любовь. Это трудно назвать хэппи эндом, так как пройдено слишком много испытаний, и вообще Антония и Карло только что выбрались из-под руин. Именно это обстоятельство и эта мизансцена (в клубах пыли и дыма супруги без сил «распластаны» на огромных буквах-символах W и M) придают финалу ноту совершенно не опереточного «серьеза»... Зал замирает, а потом овации не смолкают без малого четверть часа.

...За кулисами послепремьерное столпотворение. Поздравления, объятия, поцелуи! Переждав их первую волну, беру короткие интервью у виновников торжества.

Марк Самойлов, композитор:

— Я счастлив. Прекрасная, прекрасная постановка. Вероника и Ярослав — замечательные актеры. Две звезды! Именно такой спектакль может привлечь в театр молодежь!

Владимир Подгородинский, режиссер-постановщик:

— Мне очень понравилось работать в этом театре. Безусловно, в этом жанре новосибирцы — законодатели. Я желаю театру творческих побед! Премьера? Мне кажется, удалась...

Сергей Грицай, балетмейстер-постановщик:

— Я думаю, что лучший спектакль впереди, хотя сегодняшний был очень хорошим. Дело в том, что выпуск был достаточно сложным: ежедневные прогоны, в смысле нагрузки, сыграли некоторую отрицательную роль. Безусловно, все шло по восходящей — устремленность к финалу, к премьерному дню. Но я знаю, это у артистов далеко не весь потенциал — на репетициях иногда энергетичность танцев была невероятной!

И уже переходя непосредственно на праздничную тематику, о том, что для него значит театр, кого он хотел бы поздравить в этот день? — с такими вопросами я обратилась к главному инициатору, организатору и опекуну новой постановки.

Леонид Михайлович Кипнис, директор и художественный руководитель Новосибирского театра музыкальной комедии:

— Мы знаем много определений театра: это и кафедра, и место раздумий, и место развлечения. Для нас — это праздник. И я хотел, чтобы этот праздник делили с нами наши зрители, а мы будем стараться как можно лучше этот праздник делать. С Днем театра я хочу поздравить в первую очередь актеров. Потому что это их день. Я сам в прошлом актер, и очень рад, что такой профессиональный праздник существует. В актерской профессии так много труда и, по сути, так мало праздников, а этот объединяет и просто актеров, и заслуженных, и народных, и всех-всех, кто работает в театре. У нас очень много талантливых и влюбленных в профессию людей: на репетициях нового мюзикла наши артисты так высоко взлетали — и физически, и всем своим существом — так сказать, в творческом полете, что мне было порой боязно: вернутся ли они на землю?! С праздником, дорогие коллеги!