USD 99.8729 EUR 104.2310
 

В Новосибирске — «Культурная революция»

Любовь СМОЛИНА.



С «Чингисханом» новосибирцы познакомились осенью прошлого года, во время фестиваля современного искусства «Арт-Новосибирск». Тогда очень многие зрители отметили небольшой зал «Чингисхана» как, возможно, самый лучший, наполненный необыкновенным светом и удивительной атмосферой творчества. И вот теперь, спустя полгода, знакомство продолжается.

Уже первые выставки, прошедшие в Санкт-Петербурге, Казани и Москве, прочно вписали «Чингисхана» в историю отечественного искусства конца ХХ века. Позднее пришло и международное признание — выставки в США, Австрии, Голландии, Турции, Испании, Франции, постоянное участие в московских международных ярмарках «Арт-Манеж». Высокому профессионализму и тончайшему артистизму художников способствует неповторимость творческой личности каждого из них, а полная свобода самовыражения — кредо объединения.

Художник ассамбляжа и инсталляций Василь Ханнанов предпочитает работать сериями, выражая не только эстетическую, но и свою мировоззренческую позицию в целом. По его словам, он «живет один раз, один раз — потому торопится». Философичность и наличие сложных метафор — неотъемлемые составляющие его творчества. Зачастую Василь «отсылает» зрителя к архетипам мифологического сознания, апеллируя к историческим фактам. Серия «Праздничный ряд» — канонически верное изображение библейских сюжетов, выполненное автором в своеобразной манере: «Святое семейство», «Тайная вечеря», «Вознесение», «Голгофа», «Въезд в Иерусалим». Мастер захотел приобщиться к традиции, но сделал это очень ярко и своеобразно — «своим языком», используя собственные «пластические находки». Индивидуальный «пластический ход», примененный художником, позволил ему, не нарушая традиций, создать собственный неповторимый стиль иконописи, используя довольно скромную цветовую композицию из синего и черного, но обрамленного роскошным блеском «золота».

«Для меня важно трехмерное пространство так уместить в двухмерное, чтобы сохранить объемность, «живость» восприятия для зрителя, — говорит Василь, — это можно сделать посредством линий. Но самое главное — вложить в это душу, потому что без этого картина получится «мертвой». Важнее даже не то, что именно нарисовал художник, а то, какую энергию излучает его картина. По моему мнению, любая картина — это своеобразная молитва художника. Понимая это, он начинает творить уже на молекулярном, то есть на тончайшем уровне, стараясь наряду с художественными образами создать так называемый «эффект присутствия» — чтобы зритель, глядя на картину, видел не только внешние составляющие, но и ощущал внутреннее состояние и изначальный замысел мастера».

Творчество Ханнанова примечательно своеобразным, одному ему присущим, «почерком»: печать по ткани, рисунки с травлением по черной бязи, различные графические серии, инсталляции — все это вводит зрителя в волшебно-многообразный мир художественных образов этого необычного художника. Так, устремленная ввысь дорога, устланная золотыми листьями на черном фоне (травление по бязи), горделиво красуется среди картин, словно призывая влюбленных совершить сказочное путешествие от земли до неба и вместе постичь тайны мироздания.

Чрезвычайно живописен цикл «Рождение мира», включающий полумесяцы, треугольники и квадраты, выполненные в утонченно-красочной манере. Интересна и своеобразна работа «Ожидание», в которой Василь использовал в качестве символа женщину, ожидающую ребенка. По его словам, все мы в жизни чего-то ждем, и период ожидания сам по себе прелестен, причем вне зависимости от конечного результата. Здесь художник подтверждает мысль, сказанную кем-то из великих людей: «Чтобы ваша жизнь не была бессмысленно прожитой, нужны всего лишь две вещи: цель и любовь — даже если цель недостижима, а любовь безответна».

Еще один участник выставки, приехавший в Новосибирск, — заслуженный художник Республики Башкортостан Ринат Харисов. Свой неповторимый стиль он нашел, начиная с дипломной работы, — она называлась «Народная мастерица»: женщина, ткущая цветастый палас — башкирскую национальную гордость. Это определило тематику его творчества на последующие годы — народный фольклор: история, быт, труд, культура, любовь, отношения. Ринат Харисов родился в небольшом ауле в Башкортостане и с детства впитал традиции и фольклор своего народа, сохраняя и через всю жизнь вдохновенно пронеся искреннюю любовь к народным истокам и глубокое уважение к своим корням. Ведь еще древние сказали: «Тот, кто не любит свой народ, никогда не сможет полюбить чужой». Бытовые сценки из повседневной деревенской жизни на картинах Рината на первый взгляд очень непритязательны в своей простоте и немногословности, но, если вглядеться глубже, очень ярки и самобытны, вызывают множество чувств и глубоких эмоциональных переживаний, поскольку выполнены с налетом воздушной легкости, трогательной душевности, сердечности и теплоты.

Для более точного выражения традиций и многовековой культуры своего народа Ринат выбрал стиль детского рисунка — милый и незатейливый, очень удачно сочетая его с индивидуальным творческим началом, с детства подпитываемым самим жизненным укладом татарской деревни. Вместе с героями своих картин он любуется красочными лоскутными одеялами, вышивками из старого сундука, яркими узорами ковров, цветами на подоконниках, вышитыми блузками, длинными черными косами девушек и даже коромыслами на их горделивых плечах.

В своих картинах Ринат передает настроение через краски, и, вглядываясь в них, чувствуешь ощущения, испытываемые героями его живописных и красочных полотен. Так, в картине «Очарование березовой тишины» изображена девушка, мило и наивно закрывающая лицо банным веником. Здесь заметно даже движение теплого воздуха с запахом деревенской бани, выраженное художником в красочных огненно-оранжевых тонах, — даже возникает физическое ощущение расслабления, свойственное человеку, наслаждающемуся атмосферой бани. Картины «Кино моего детства», «Сегодня в клубе», «Пойдем, милая, в кино» приглашают посетить сельский клуб, как бы стирая временные рамки, позволяя вернуться в атмосферу беззаботного детства, — и на душе становится легко, светло и радостно. Особую «живость» работам Харисова придают остроумные и лаконичные надписи, раскрывающие смысл как картины в целом, так и отдельных символов и знаков, являющихся изюминкой его уникального и чрезвычайно красочного творчества.

Картины типа «Посмотрите, когда соскучитесь» навевают оптимизм, в какой-то мере скрашивая людям не только неизбежную грусть при временном расставании, но даже глубокую печаль, если близкие люди уходят навсегда. «Мы не в силах изменить то, что неизбежно, но мы можем сохранить хорошие воспоминания о прошлом, перенося их в мир сегодняшний, осветляя его», — словно говорит нам художник, посредством своих картин показывая ценность памяти сердца, которая разительно отличается от памяти ума. Фотография здесь выступает как посредник, могущий запечатлеть события «здесь и сейчас». Ведь когда мы скучаем по близким людям, то иногда листаем альбом со старыми фотографиями. Подобным смыслом наполнены работы «На память», «Моряк и девушка», «В шесть часов вечера после войны», «С добрым утром!», но дополненные еще неиссякаемой по своей вечности темой — темой любви. Они наиболее ярко и проникновенно раскрывают и выражают внутреннюю наполненность художника и его отношение к миру в целом, суть которого — беззаветная, бескорыстная и искренняя любовь…

На выставке также представлены работы других авторов объединения «Чингисхан» — Расиха Ахметвалиева, Наиля Байбурина, Рафаэля Муратшина и других.

Фотографии статьи
051-16.jpg
051-15.jpg