USD 78.7174 EUR 90.3093
 
ФотоСтихиЯ: авторы Победы!

Страховые выплаты по ОСАГО

Записала Татьяна НИКОЛАЕВА.



Добавим, что, поскольку этот вид страхования в силу действия Федерального закона для владельцев всех без исключения автотранспортных средств обязателен, а также поскольку риск причинения вреда имуществу, жизни и здоровью третьих лиц достаточно велик (тому причины: рост количества автотранспортных средств, низкая пропускная способность магистралей и низкая культура вождения, наличие неохраняемых парковок и стоянок), то он затрагивает интересы значительной части населения. Поэтому логичным будет поинтересоваться у специалиста, как осуществляются выплаты по данным рискам, есть ли в этой сфере какие-то особенности и, возможно даже, «подводные камни»?

Нашим компетентным консультантом на этот раз стал начальник регионального центра урегулирования убытков управления по Новосибирской области «Росгосстрах-Сибирь» Радик Салехович ГАРИПОВ.

— Что касается урегулирования убытков, выплат страховых возмещений в ответ на законные требования потерпевших по договорам ОСАГО, для страховых компаний это не представляет какой-либо сложности. Подчеркиваю — законных! Однако урегулирование посягательств на имущественные интересы самой компании, то есть страховщика, требует проведения целого ряда мероприятий. А такие посягательства, к сожалению, бывают: зачастую в требовании о выплате страхового возмещения имеются либо признаки страхового мошенничества, либо недобросовестности страхователя или потерпевшего.

Замечу сразу: если в сфере перезаключения договоров по ОСАГО между страховыми компаниями существует конкуренция, то сотрудники, занимающиеся выплатами, а в данном случае финансовой безопасностью своих компаний, готовы помочь друг другу по первой просьбе и поделиться информацией — как в выяснении транспортной истории клиента, так и обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Не вдаваясь в подробности, скажу, что самый классический случай (с признаками страхового мошенничества) — это так называемые инсценировки ДТП. На проезжей части размещаются 2 автомобиля, поврежденные в другой ситуации, в другом ДТП, либо купленные уже с повреждениями, и с целью получения денежной компенсации водители этих транспортных средств вызывают сотрудников ГИБДД. Те приезжают на место и, к сожалению, не всегда могут определить на глаз (в том числе по повреждениям), инсценировка это или подлинное ДТП.

А вот случаи уже с признаками недобросовестности страхователя и потерпевшего, когда тот и другой вступают в сговор. При этом владелец дорогого автомобиля, нарушивший правила дорожного движения (ПДД), что повлекло повреждения автотранспортного средства, то есть причинение ему самому по собственной вине имущественного вреда, переворачивает обстоятельства ДТП: он становится потерпевшим, а водитель менее дорогой машины —виновным... Бывает и так: водитель легковой автомашины не выдержал безопасную дистанцию либо скорость, нарушил правила дорожного движения и совершил наезд на грузовик. Однако при вызове ГИБДД и расследовании происшествия оба его участника в один голос утверждают, что водитель грузовика двигался задним ходом, не убедившись в безопасности данного маневра.

С целью определения признаков подобной недобросовестности участников ДТП или, как в первом случае, признаков мошенничества при предъявлении с их стороны требования страховых выплат наши структуры проводят собственное расследование. В него могут входить трассологические и автотехнические экспертизы с участием независимых экспертов, различные дополнительные проверки и опросы. По результатам этой работы страховая компания и выносит решение о выплате в полном или частичном размере или отказе в выплате страхового возмещения.

Хочу обратить внимание, что по ряду страховых событий такого рода возбуждены уголовные дела, и водители будут нести согласно статьям Уголовного кодекса РФ ответственность «за мошенничество» либо «покушение на мошенничество».

А в заключение подчеркну, что тенденция эта — обмануть страховщика — хотя и была довольно устойчивой в 2004, 2005 и даже в начале 2006 года (около 20 процентов заявлений на выплаты имели признаки страхового мошенничества), благодаря последовательности и профессионализму сотрудников центров и отделов по урегулированию убытков страховых компаний заметно пошла на спад.