USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Экологичный — значит невредный

Татьяна НИКОЛАЕВА при содействии ФГУ «Новосибирский ЦСМ»



А буквально вчера я услышал новый для себя термин «экомаркировка». Объясните, пожалуйста, что это?
С уважением А. М. Кривушин, г. Новосибирск».

Что такое экомаркировка?
Экологическая маркировка — знак, который можно найти на упаковках российских и зарубежных товаров. Его может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Экомаркировка была создана, чтобы, с одной стороны, дать потребителю надежный критерий выбора качественной продукции, а с другой — помочь производителям экологически безопасной продукции в продвижении их товаров и повышении конкурентоспособности на рынке.

Экологические этикетки и декларации (экологическая маркировка) — один из инструментов экологического управления, являющегося объектом рассмотрения стандартов ИСО серии 14000 (а именно ИСО 14020 — ИСО 14024).

В странах Европейского союза система экологического маркирования продукции активно развивается и охватывает практически все группы товаров. Наиболее популярны две экомаркировки непищевой продукции — северный («Северный лебедь») и европейский («Европейский цветок»). Оба знака охватывают множество товарных групп, начиная с туалетной бумаги и матрасов и заканчивая отелями и компьютерами. Некоторые товарные группы могут маркироваться обоими типами маркировки.

Существующие в мире экомаркировки можно разделить по информации, которую они несут, на следующие основные группы:

информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства. К таким маркировкам относятся: «Северный лебедь» (Скандинавия), «Европейский цветок» (Европейский союз), «Листок жизни» (Россия);

информация об экологичности отдельных свойств продукции (например, знак «Голубой ангел», «Эко-знак»). Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;

информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство).

Покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если таковой выбор основывается на соображениях экологичности или иных факторах. А продавец продукции или услуги надеется, что экомаркировка будет эффективно использована при принятии решений в пользу той или иной продукции либо услуги.

Если экологическая этикетка или декларация дают такую информацию, то сектор рынка данной продукции или услуги может реально увеличиться, и другие производители продукции вынуждены будут отреагировать на это улучшением экологических аспектов своей продукции или услуги, что неизбежно будет способствовать расширению использования экомаркировок, а в итоге приведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду (в первую очередь — на человека) соответствующего вида продукции или услуг.

В заботе о своем здоровье
Осенью 2005 года в Санкт-Петербурге проводилось количественное социологическое исследование методом личных уличных опросов с целью выяснения потребительских предпочтений в отношении экологически безопасной продукции и уровня информированности граждан в этой области. Результаты опроса оказались весьма интересными: жители Санкт-Петербурга обращают внимание на экологичность продукции, доверяют экознакам и готовы платить больше за такую продукцию.

Опрос показал, что 52 процента респондентов знают об экологической маркировке продукции или что-то слышали о ней. При этом можно с уверенностью утверждать, что такой относительно невысокий уровень информированности связан с отсутствием широкой рекламной кампании, так как большинство «незнающих» принадлежат к таким группам населения, для которых основным источником информации служат средства массовой информации (рабочие, служащие, пенсионеры, домохозяйки). Оказалось, что большая часть опрошенных связывает понятие «экологически безопасная продукция» с безопасностью для здоровья человека (55%) и лишь 12% знают о том, что основой экологической безопасности является минимизация негативного воздействия на окружающую среду.

На данном этапе становления потребительского рынка при выборе продукции покупатель руководствуется в первую очередь информацией о составе товара. 74 процента респондентов назвали данный критерий приоритетным (что особенно интересно, это наиболее значимый показатель для людей с разным уровнем дохода). Стоит отметить, что цена — только третий по значимости фактор, влияющий на выбор покупателя. Таким образом, по представлениям покупателя, на сегодняшний день именно состав товара может дать ему наиболее достоверную информацию о качестве выбираемой продукции, ее натуральности. Именно эта информация позволяет гражданам сделать выбор в пользу того или иного товара, следуя главному принципу, — заботе о своем здоровье.

Несмотря на недостаточную информированность о значении экологической безопасности продукции, уже сейчас 85 процентов опрошенных согласны покупать такую продукцию, даже если она будет дороже на 10% по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, причем готовность платить больше за экологичные товары высока как среди тех, кто знает об экомаркировке, так и среди тех, кто о ней не слышал. Это очень высокие показатели, которые свидетельствуют о том, что покупатель ждет от производителя только качественной продукции и залогом высокого качества является экомаркировка. Получается, что российский потребитель осознал необходимость такого критерия, как экологическая безопасность продукции (хотя в основном в контексте заботы о собственном здоровье) и согласен платить за такую продукцию.