Коррупция: кто отрубит щупальца «спрута»?
Руководители и управленческие работники, военные и работники правоохранительных органов, россияне моложе 40 лет, люди с высшим образованием, жители Центрального округа больше других полагают, что по уровню коррупции Россия все-таки отстаёт от стран бывшего СССР.
От себя добавлю: есть и такие чиновники, которые считают проблему коррупции излишне раздутой в угоду политической конъюнктуре. Есть, так сказать, лишь отдельные недостатки — и только.
Накануне новогодних праздников в прокуратуре Новосибирской области состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. На совещании отмечалось, что вопросы предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности являются приоритетными в деятельности всех правоохранительных органов. За 2006 год органами прокуратуры области выявлено 1442 нарушения законодательства о государственной, муниципальной службе, борьбе с коррупцией, внесено 375 представлений, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 50 должностных лиц, возбуждено 63 уголовных дела. Основными нарушениями законодательства о государственной службе, выявленными при прокурорских проверках, являются сокрытие сведений о полученных доходах и имуществе, совмещение государственной службы с работой в коммерческих структурах.
Вот примеры из прокурорской хроники. Начальник управления образования Чулымского района Н. П. Коченевская, являясь муниципальной служащей, была оформлена на работу в должности методиста МУ «Детский дом творчества», которую она практически не исполняла, однако заработную плату получала в полном объеме. Возбуждено уголовное дело по ст. 285 ч. 1 УК РФ. Прокурором Новосибирского района направлено в суд два исковых заявления о прекращении трудовых отношений с муниципальными служащими управления образования, одновременно являющимися депутатами сельских Советов.
В суд направлено уголовное дело в отношении мэра г. Карасука Новосибирской области Е. П. Бевза, который перечислил из бюджета города денежные средства на счет частного предпринимателя «для оказания консультационных услуг», а фактически впоследствии использовал их для оплаты банкета.
Преподаватель Искитимского медицинского училища В. Ф. Филатова без сдачи экзаменов выставляла положительные оценки студентам, отработавшим на ее личном приусадебном участке, — в отношении нее возбуждено уголовное дело по ст. 290 ч. 2 УК РФ.
По результатам проверок соблюдения антикоррупционного законодательства уголовные дела, связанные с махинациями при определении таможенной стоимости ввозимого на территорию РФ автотранспорта, были возбуждены и в подразделениях таможни.
...Да, коррупция сегодня вездесуща — от нижних социальных слоев общества до элиты. Трудно сказать, откуда растут корни зла. Тем не менее специалисты по изучению этого явления выделяют несколько магистральных направлений ее «низовой» части — видимо, самой массовой и опасной для государства, разрушающей авторитет власти и веру в демократию.
Социологические исследования показывают, что 98% автомобилистов хоть раз в жизни, но давали взятку инспектору ГАИ — о чем говорят эти цифры? Прежде всего о высокой степени коррумпированности этой службы. А еще — об уродстве общественного сознания, мы уже привыкли к этому злу, оно кажется нам неизбежным — сами «даем» и детей своих научим.
Региональным общественным фондом «Информатика для демократии» (фонд ИНДЕМ) подготовлен аналитический доклад «Россия и коррупция: кто кого», дающий социальный срез коррумпированного общества. Конечно, значительное внимание авторы доклада уделяют так называемой «низовой коррупции». Она присутствует почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, государство считает уместным тревожить гражданина. Как показывают социологические опросы российского населения, жилищно-коммунальная сфера воспринимается населением как самая коррумпированная. Даже появление рынка жилья мало что изменило — слишком оказались прочны старые «привычки» «брать» или «доить».
Правоохранительные органы, и прежде всего милиция, по данным социологов, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Помимо проблем на дороге, граждане часто вступают в коррупционные отношения с «органами» при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.
Налоги и таможенные сборы — тоже прекрасная «питательная среда» для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских «челноков» показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.
В порочном списке и военкоматы. По некоторым оценкам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.
В «центре», кажется, хорошо информированы о проблеме коррупции «внизу» и «наверху». В 1992 году был издан Указ Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Но из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых. Нормы закона о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе долго «спали», а реализовываться начали через пять лет после выхода дополнительного указа в 1997 году. При этом норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется и сегодня... Конечно, возможность совмещать государственную службу с коммерческой деятельностью — это «железный» стимул для занятия государственных должностей с целью незаконного обогащения.
Как победить коррупцию? В быстро прогрессирующем Китае взяточников расстреливают, у нас борьба с этим злом протекает в более гуманных формах. Считается, что коррупция с древних времен существует в российском государстве, вошла в нашу плоть, а потому искоренение ее — процесс долгий и разноплановый. Надо устранять причины, порождающие коррупцию, в том числе и на законодательном уровне.
Собственно, так сегодня и пытается действовать прокуратура, в том числе и в Новосибирской области. В арбитражном суде прокуроры нередко оспаривают незаконные сделки, действия и правовые акты органов местного самоуправления, которые создают почву для коррупции — например, путем установления не предусмотренных законом запретов и ограничений для бизнеса. В судах общей юрисдикции рассматриваются иски прокуроров о прекращении трудовых договоров с лицами, не имеющими право замещать должности государственных служащих. На последнем координационном совещании в областной прокуратуре формулировалась задача более активно выявлять ростки коррупции в органах власти и местного самоуправления, занятых распределением бюджетных средств, выделением земельных участков, проведением строительных и дорожных работ, осуществлением предпринимательской деятельности на потребительском рынке, обеспечивающих деятельность разрешительной системы.
По материалам регионального общественного фонда «Информатика для демократии», прокуратуры Новосибирской области.