Не можешь вырастить сына, посади дерево
Но эти меры не случайно вызывают некоторое недоверие. Не у тех, конечно, кто в следующем году станет счастливыми родителями, от них-то правительству большой, как говорится, респект. Но вот у демографов, которые смотрят на выплату денег со своих позиций, сомнения в эффективности этих мер есть.
Понятно, зачем государству надо много народа — ради будущей прибыли. Люди — ресурс. Даже так и говорится — «человеческий ресурс». Будущие граждане — это налогооблагаемая база, производительные силы, защитники, наконец. У государства-то не так много ресурсов: территория, природа, недра и народ. Причем народ — самый быстровосполнимый ресурс: «Ты солдат-то не жалей, бабы еще нарожают», — сакраментальная фраза одного из военачальников Великой Отечественной. Так что тому анонимному субъекту, который мы называем государством, хорошая рождаемость очень нужна.
Но рожать детей только за то, что за них платят? Странно... Если семья хорошая, а ребенок желанный — да наплевать на деньги! И второй, и третий ребенок должен появляться на свет, потому что его родители хотят, чтобы у них был ребенок. Именно этот и именно сейчас.
Не так просто представить на уровне конкретной семьи ситуацию, в которой выделяемые деньги станут аргументом в пользу появления ребенка. Это в доиндустриальном обществе каждый ребенок с пяти лет уже становился помощником родителей: девочкам — иголку в руки, мальчикам — хворостину. Чем больше детей, тем легче жить. В индустриальном же обществе ситуация противоположная: ребенок мешает потреблять, потому что потребляет сам. Особенно — деньги и время. Причем чем выше уровень доходов населения, тем меньше детей в обществе. Но причина этого, думается, отнюдь не в эгоизме.
Просто каждый родитель хочет для своего ребенка того же, что имеет сам, плюс еще немного «лучшей жизни». Не только молока, но и чуточку меда к нему. В таком контексте вы скольких детей обязуетесь перед самими собой на этот уровень — как мы и еще чуть лучше — вывести? Или создать такие условия, чтобы они сами на него вышли. Вряд ли много...
Другое дело, когда мать об этом не задумывается. Если завелся, то пускай уж растет. От первого мужа ребенок есть, от второго — есть, третий на луч света в прозрачном напитке заглянул — так чего ж и от него ребенку-то не быть?
В общем, могут, конечно, большие деньги стать аргументом «за» ребенка. Только вот какие-то это не очень радостные ситуации. Пусть государство платит, на то и кесарю кесарево. Приятно, стоит ли говорить. Но у него свои резоны, а я все-таки надеюсь, что детей, рожденных только из-за того, что правительство оказалось способно закупать себе оптом будущих солдат, будет не очень много. Потому что единственным аргументом их появления на свет должна быть любовь. И точка.
...Если еще и налог с бездетных семей начать брать, то можно себе представить, сколько нежеланных детей будут расти в нашей стране лет через десять. А проблему демографии надо решать в том числе грамотной миграционной политикой. От этого способа самовосполненяемости народонаселения нам все равно никуда не деться...