USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Нестандартное решение

Андрей НЕСТЕРЁНОК.



Сейчас в театре осталось пять молодых актеров, четверо покинули сцену.

...Мы собрались в кабинете директора и стали знакомиться.

С четвертого захода
Актер Павел Высоких родился в Якутске. После окончания школы неожиданно для всех решил стать актером.

— В старших классах я твёрдо знал, что поступлю в лётное училище, мой отец был лётчиком, а мама — бортпроводницей, — говорит Павел Александрович. — Но в один прекрасный день меня попросили прочитать на школьном литературном вечере стихотворение «Скифы» Александра Блока. После выступления кто-то сказал: «Да тебе в актёры надо!»

В театральное училище я поступил с четвертого захода. Юрий Викторович Кондратьев, мой будущий мастер, а потом и коллега по работе, сказал: «Так, опять Высоких, ну что вы делали все эти четыре года после школы?». Отвечаю: «Работал механиком в автомастерской». Юрий Викторович: «Ну хорошо, берём, нам такой, как ты, нужен, гастрольный автобус надо чинить».

— Каким вам видится театр будущего?

— Таким же, как и сейчас. Возможно, что гидравлических приспособлений станет больше и скорость подачи информации изменится, так как современные дети соображают всё быстрее, но сама суть, то есть мораль, воспитание останутся прежними. И вообще, мне кажется, всегда главным будет мысль и слово — всё остальное второстепенно.

— Летом этого года вы ездили в Омск на региональный фестиваль театров кукол. Что запомнилось?

— Для нас, молодых актеров, было много интересного и полезного. Мы увидели театры с разными формами подачи спектаклей. Особо хочу отметить кемеровскую постановку Александра Пушкина «Евгений Онегин». Такую классику и так преподнести! Столько фантазии, юмора и столько души. Понравилась и омская «Золушка» — много нестандартных решений. Вообще, на фестивалях испытываешь такое единство от пережитых эмоций, ощущений — хочется творить, творить, творить...

Театр — это дом
В детстве театр казался Юлии Селиной сказочным царством, где люди живут в другом измерении. Однако в драмкружке Юля не занималась и о сцене не думала.

Но пришла пора выбирать стезю. И Юлия из родного Искитима поехала в Новосибирск, чтобы попытать счастья.

— Театр — это дом, в котором хочется жить и работать. Это правда! Замечательное здание, хорошие условия, а главное — люди. Нас хорошо приняли ветераны, помогали и помогают постигать актерское мастерство. Мы в первую очередь благодарны Ольге Владимировне Гущиной, Ольге Васильевне Свириденко и Вере Евгеньевне Червоткиной.

— Планы на будущее?

— Мне интересен театр абсурда, есть желание сыграть Жанну д’Арк.

«Укороченный» спектакль
Мама Натальи Мезенцевой в свое время занималась в драматическом кружке и дочь вовлекла в свою орбиту.

— Для меня не было вопроса, куда поступать. И когда я попала на отделение «актер театра кукол», поняла, что это здорово, — говорит Наталья Сергеевна. — У меня нет нелюбимых персонажей. Больше нравится тростевая кукла, она самая выразительная. Правда, управлять ею физически сложно, особенно если кукла тяжелая.

— Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь случай из театральной жизни...

— Каждое лето наш театр выезжает на гастроли по районам области. Как-то мы играли в детском лагере на открытой площадке, поднялся сильный ветер и задняя ширма начала на нас падать. Пришлось одной рукой держать куклу, а другой придерживать ширму. На помощь пришла наш самоотверженный администратор, она догадалась лечь на ширму, чем и спасла ситуацию.

И еще один случай. Когда мы учились на последнем курсе, в Новосибирск на гастроли приехал театр Олега Табакова. И чтобы попасть на встречу вовремя, мы умудрились сыграть спектакль по пьесам Островского, который обычно мы играли полтора часа, за пятьдесят минут. Как это произошло, известно только нам, но зрителям понравилось, и никто ничего не заметил!..

Помогает дочь
— А я играю принцев и забияк, — вступает в разговор улыбчивый Андрей Меновщиков. — Герои неординарные, можно что-то добавить от себя.

В работе помогает... дочь. Правда, общаться с Настей, ей два года и восемь месяцев, приходится все реже и реже. Шесть дней в неделю — репетиции и спектакли. Но все понедельники я отдаю малышке. Общение с ней помогает лучше понять детскую психологию.
Настя с удовольствием ходит в наш театр, кто знает, может быть, и она когда-нибудь «заболеет» сценой. Я возражать не буду...

Приятная каторга
— Театр кукол — безумно приятная каторга, — считает Владимир Вайман. — У нас большая физическая нагрузка, но от работы получаешь большое удовольствие.

В школе занимался многими видами спорта, сейчас на него, естественно, нет ни сил, ни времени. Когда в день играешь два спектакля, да еще с хорошей объемной куклой, желание одно — прийти домой и лечь спать.

— Какие роли сейчас играете?

— Их много, грех обижаться. Признаюсь, больше нравится играть отрицательные роли, потому что я — характерный актер.

Особая среда
Знаю молодых коллег уже девятый год. В театральном училище вела у них сценическую речь, уже будучи главным режиссером театра, и с Юрием Кондратьевым ставила дипломный спектакль. Это был очень талантливый и интересный курс. Помимо уроков сценической речи и актерского мастерства, студент от педагогов по специальности получает и другие уроки — нравственные.
Театр — это особая среда, и подготовить молодых к различным театральным ситуациям — наша задача. Студенты этого курса с самого начала обучения буквально пропадали в театре. Они активно участвовали в новогодних программах, играли в спектаклях, знали всех и их знали все.
Приняли ребят в нашем театре с радостью. Переход по мостику «студент—артист» произошел на моих глазах. Театр дал прекрасную возможность проявить себя каждому. За это время в репертуаре появилось много новых постановок. Паша Высоких сыграл Мельника Жана в спектакле «Кот в сапогах» будучи еще студентом театрального училища, а это прекрасная школа для молодого артиста.
Наташа Мезенцева — наша героиня. Она — Белоснежка, Золушка, Русалочка, а как хороша ее капризная Принцесса в спектакле «Принцесса и Свинопас», как точно она работает с куклой! Я, когда смотрю спектакль, наслаждаюсь ее работой. Она актриса с огромным творческим потенциалом.
Во многих спектаклях занят Володя Вайман. Интересно работает он в «Маленькой Фее», исполняя роль Горана, привлекателен и его подозрительный гном Суббота в спектакле «Белоснежка и семь гномов», очень хорош Осьминог в спектакле «Русалочка».
«Помог», как говорится, случай: у нас уехал артист, и Володя с успехом играет его роли: это Антон в спектакле «Аленький цветочек», Султан в «Аладдине», Кот Базилио в «Буратино» и много-много других ярких ролей. Володя обладает хорошим голосом, он обаятелен, в нем много юмора.
Андрюша Меновщиков — артист острохарактерный. Хорош его Тараканище в спектакле «Путешествие в Чукоккалу», Аладдин — в «Волшебной лампе Аладдина», Жираф — в «Слоненке». Он великолепно танцует и в нашем концерте «Мир, в котором мы живем…». Юля Селина пластична, она хорошо исполняет Черные силы в спектакле «Белоснежка и семь гномов», в концерте — номер «Японка», «Цыганский танец».
Если бы не было молодых актеров, никогда не появился бы в репертуаре театра первый спектакль, адресованный взрослой аудитории «Сон в летнюю ночь», там заняты Андрей Меновщиков, Владимир Вайман, Наталья Мезенцева и Павел Высоких.

Ольга ГУЩИНА. Главный режиссер театра кукол, заслуженная артистка России.

Фотографии статьи
229-45.jpg
229-44.jpg
229-43.jpg
229-42.jpg
229-41.jpg