На кресте общественного мнения
Наверное, потому и реже всего встречающимся. Против такого поведения все: недавняя история России и глубоко въевшийся страх тех времен; безграмотность; лень-матушка... Право же, даже не знаю, какое из них поставить на первое место? Какое из них играет самую большую роль в повальном российском безразличии к окружающей, собственной, будущей жизни, в том числе своих детей?
Для тех, кто, как я, вырос в кооперативном доме, иллюзий на тему высокого самосознания народа и его прекрасных душевных качествах быть не может. Чего стоят в этом смысле одни только кооперативные собрания! Задолго до которых и после которых жильцы, встречаясь, с упоением обвиняют председателя и правление в растратах и воровстве. На самом собрании, естественно, стоят молча, как воды в рот набрали. Или же выносят на всеобщее обсуждение невообразимое предложение, что-то вроде: «Пусть председатель пойдет в мэрию, он обязан! Пусть потребует, чтобы нам сделали ремонт за государственный счет! А если не сделают, то плохой у нас председатель!»
Вы правильно уловили революционные интонации. В сущности, со времен 17-го года прошлого века в сознании большинства русских людей не изменилось ничего. Кто-то сделать должен и обязан, но только не они.
И мне абсолютно понятно, почему так плохо живет большая часть людей в России и настолько неуклюжи российские законы. Да потому же, почему в моем собственном кооперативном доме редкий жилец согласится из своего драгоценного времени уделить пару секунд на то, чтобы поставить подпись на заявлении в мэрию! Но кто виноват и обязан за это ответить, знают, конечно же, все.
После молодого, напористого, предприимчивого председателя нашего кооперативного дома Сергея Осипова, не перечислявшего деньги за тепло и горячую воду, которые жильцы исправно платили в течение года, для того, чтобы потом их прикарманить (нет, конечно, он говорит, что просто неудачно их истратил и его обманули... Идет следствие, но сведущие люди уверенно обещают, что ничего плохого с ним не случится: и в тюрьму не посадят, и деньги не заставят вернуть). Жильцы в преддверии зимы остались без горячей воды, тепла и сданных за них денег.
Мне почему-то кажется, что вы не удивитесь, узнав, что никто из 156 жильцов дома ни за что на свете не соглашался стать председателем дома и взять на себя не бремя — гнет! — сложившейся тяжелейшей ситуации.
Орали, искали виноватых, обвиняя (поверите ли?) тех, кто первым поднял вопрос об отсутствии горячей воды, раскопал историю с неплатежами и поставил вопрос ребром: как зимовать-то будем при годовом долге перед Новосибирскэнерго? Воистину политика откладывания проблем на потом, когда эти проблемы почему-то вдруг по мановению волшебной палочки должны будут сами собой разрешиться, имеет глубокие народные корни...
А теперь о человеке, думая о котором, я все предыдущее и писала. Маленькая пожилая женщина Ирина Петровна Катковская, поднявшая шум и ставшая, я не боюсь этого слова, спасителем дома. Сохранившая дом от полного замерзания, а банковский счет кооператива — от полного опустошения Сергеем Осиповым. Взвалившая на свои немолодые плечи оскорбления (а вы думаете, бывший председатель Сергей Осипов ушел тихо, как тать в нощи? Всем, кто соглашался слушать, он и его мать рассказывали, как низка, безграмотна и подла Ирина Петровна, при этом отказываясь уйти с поста председателя и вернуть печать и все документы кооператива), а одновременно и огромную работу по восстановлению кооперативных документов, переговоры с Новосибирскэнерго, перерасчеты, сбор денег... Как вы понимаете, жильцы дома отказывались второй раз платить за квартиру, мотивируя мало вразумительным: «Пусть тот, кто своровал, и платит!» При этом объясняя единственному человеку, согласившемуся взять на себя ответственность за дом, как все неправильно и неграмотно она делает! Я знаю, что не один раз Ирина Петровна тихонько плакала у себя дома после этих обвинений.
Ирина Петровна вынесла все: подписала новые договоры, подключила дом к теплу, оформила рассрочку задолженности ОАО «Новосибирскэнерго», подала иск в суд на Сергея Осипова, что оказалось едва ли не труднее всего. Как выяснилось, милиция просто завалена делами о вороватых председателях кооперативов, доказать воровство которых по сегодняшнему законодательству очень сложно.
Наверное, любому понятно, какую огромную (просто по объему) работу она выполнила. Но как человек, причастный к ситуации, я восхищаюсь прежде всего ее духом. Очень трудно идти сквозь строй непонимания, осуждения, злости и попросту клеветы, при этом продолжая выполнять взятую на себя работу. Малюсенькая деталь: зарплата председателя кооператива в нашем доме — полторы тысячи рублей. И увеличить ее большинство жильцов ни за что не соглашаются.
Ну а напоследок напомню, что в ситуации, подобной той, о которой пишу, после нового года легко могут оказаться другие собственники жилья, выбравшие систему управления в виде ТСЖ и управляющих компаний. Вот только пообещать, что у них в доме обязательно окажется такая же Ирина Петровна Катковская, не могу. Как говорит мой опыт, подобных ей немного. Тем, кто способен громко сказать, не боясь косых взглядов, пересудов и осуждения: «А король-то голый!»
Но наша жизнь прекрасна благодаря им.