USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Воспитывать новую элиту

Зоя ТЮРИНА. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



Ее заместитель по научной работе Ирина Гайер отводит меня в сторону:

— Наталья Иннокентьевна правду говорит. Такой вот уродился стеснительный человек.

А то я не знаю! Любое мероприятие, где подразумевается публичное выступление директора музея, даже просто упоминание ее фамилии на страницах газеты или в телепередаче, она переносит тяжело. Все равно, конечно, выступает, дает интервью, но всегда с виноватой улыбкой на лице. Мол, извините, люди добрые, что я директор и вынуждена быть в центре внимания.

В то же время это абсолютно деловой человек. Слава Богу, такое бывает: интеллигентность в союзе с предприимчивостью и деловитостью. Представьте, это нормально работает. Просто дело тут двигает не пробойная сила, а ум, настойчивость, неустанные труды.

А насчет «слишком много меня»… Наверное, пришло время вознаграждения за те самые неустанные труды. В течение года Наталья Павлова была награждена Золотой медалью Союза исторических городов России, стала заслуженным работником культуры. Стала… редактором. Да-да, за ее подписью теперь в Куйбышеве выходит газета «Музейный вестник».

Награды по заслугам
О газете я тоже обязательно расскажу, но чуть позже. Сейчас же постараюсь дать ответ на самый главный вопрос — за что поток наград?

Что греха таить, очень часто, прочитав о чьей-то очередной награде, на этот сакраментальный вопрос и ответить-то нет никакой возможности. Разве что в связи с определенным «летием». Но в отношении Павловой это совершенно не тот случай. Ее-то заслуги перед земляками у всех на глазах. И главная среди них — создание коллектива, который способен работать на очень высоком профессиональном уровне. Причем с таким плюсом, как беззаветная преданность делу. Про ту же Ирину Гайер Наталья Иннокентьевна так рассказывает: «У нее трепетное отношение к фондам». Про опытного экскурсовода Галину Альшевскую: «Она самостоятельно разрабатывает темы экскурсий. И в каждом ее выступлении видны не только знания, но и душа». Наверное, другие люди в музейном деле и не приживаются.

На фотографию Наталью Николаевну мы все-таки сговорили, но одновременно пришлось дать слово, что будем рассказывать о деле, о ее замечательном коллективе, о ней же самой — по минимуму. Что ж, слово держать надо. Тем более что «задание» это легкое в исполнении.

Начинать следует с людей, которые сейчас в штате музея не значатся, а вот в сердцах его работников — навеки. Это Николай Подобаев и Анатолий Петров. Два первых директора, которые заложили основы фондов, а также правила «трепетного отношения к делу». А дальше уже, шаг за шагом, куйбышевские музейщики набрали ту высоту в профессии, которая позволяет проводить на своей базе мероприятия областного, регионального уровня. Такие, как научно-практические конференции или фестиваль музеев Новосибирской области.

Дом, где живет История
На почетном месте в кабинете директора висит картина талантливого куйбышевского художника Валерия Гайера. На ней изображено нынешнее здание музея, правда, когда оно еще музеем не было.

Это подарок на новоселье от последнего арендатора дома Тамары Горчаковой. Наверное, дарила с легким сердцем, потому что картина прижилась в новом интерьере, как будто для музея и создавалась. И название точное — «Наш дом». После основательной реконструкции музей стал настоящим домом, где достойно обитает история города, земли каинской.

Особняк купца Моисея Левако, который музей получил от города в 2002 году, до того неоднократно перестраивался под нужды того или иного учреждения, которое в нем размещалось. Табличка у входа извещает, что в 1919 году здесь находился уездный комитет комсомола, потом было много чего, в последнее время — магазин одежды. Многочисленные переделки практически полностью снесли особенности интерьера, а при реконструкции использовались, естественно, современные отделочные материалы. Но вот переступаешь порог и сразу чувствуешь: столетние стены выпустили из своих недр неповторимый дух старины, протянули мостик между первыми хозяевами и нынешними. Остальные не в счет, они были квартирантами.

Работники музея подтверждают: они тоже ясно ощущают ауру старинного особняка. Особенно, когда вечером зажигаются свечи, подходят гости, например, на праздник русского романса. Душа просто воспаряет.

Когда после трехлетнего ремонта открыли первую экспозицию, посвященную юбилею победы, экскурсии хлынули одна за другой. Школьники, студенты, ветераны, кто организованной группой, кто в одиночку. Разочарованных не было. Зато были сотни любознательных, гордых за могущество родного государства и родного края.

Долго пожившие вещи завораживают. Люди подолгу стоят и смотрят. И потом проникаются желанием поучаствовать в таком большом деле. Предлагают принять от них ту или иную семейную реликвию. И у вещи начинается новая жизнь.

Вот старый патефон, он всю войну прошел со своей хозяйкой, врачом Еленой Коган. Побывал под бомбежками, пел оптимистические песни раненым бойцам, утешал, вселял надежду на выздоровление.

Вот вещи погибшего воина Ивана Зырянова: винтовка, ложка, «смертный» медальон. Найдены поисковым отрядом в лесу Калужской области, где он принял последний бой. Жена Ивана Васильевича все годы ждала его и детям внушала, что папка вернется домой. И дочери решили захоронить прах отца на родине. Первого октября 2003 года город провожал солдата в последний путь.

Траурный митинг состоялся у стен музея. А потом дочь Зырянова, Нина Ивановна, принесла сюда все солдатское имущество, что было найдено рядом с останками отца.

Как пройти мимо этой витрины! У самых крепких комок к горлу подкатывает.

От сердца к сердцу
В музее сейчас прекрасный лекционно-выставочный зал. С хорошей акустикой (спасибо Моисею Левако), с современной аудио- и видеотехникой. Зал работает, пожалуй, с не меньшей интенсивностью, чем экспозиционный.

Здесь принимают гостей, проводят массовые мероприятия. Например, дни национальной культуры, отраслевые исторические праздники. Отмечая юбилей пожарной службы, даже подготовили интересный фильм «Огнеборцы».

Замечательно «отработал» и фильм, созданный к региональной научно-практической конференции «Мелиорация Барабы: прошлое, настоящее, будущее». Разговор мелиораторов, ученых и практиков, получился тогда сложным. Жизнь требует настоящего похода на заболачивание огромных территорий, восстановление сооружений, созданных в конце девятнадцатого века знаменитой экспедицией генерала Иосифа Жилинского. Профессиональная совесть велит бороться, а денег на борьбу нет. С трибуны идет поток критики, а часто и неверия, что проблему в таких условиях можно решить.

И вот в один из перерывов показывают фильм о мелиораторах-первопроходцах. С экрана идет рассказ о гигантской работе, выполненной небольшой экспедицией.

Помолчали. Потом микрофон взял вице-губернатор Виктор Гергерт, и он, наверное, выразил впечатление каждого из сидящих в зале:
— Посмотрите, какие у них лица! Благородные, отражающие силу духа. Эти люди на лошадях, с лопатами проделали такой объем работ! Подумать только: почти вручную построить полторы тысячи километров каналов, сто с лишним мостов, расчистить 157 километров речных русел. В отдельные годы строилось до двухсот километров каналов. Вот так они служили Отечеству!

Пример из прошлого вселяет надежду. Если у них получилось, почему не можем то же самое повторить мы?

Кстати, на такой воспитательный эффект и рассчитана массовая работа музея. И знаете, как это сформулировано? В программе записано: «Повышение общего культурного и нравственного уровня населения, воспитание новой элиты города». А средство достижения высокой цели — «элитарное обслуживание каждого рядового посетителя музея». В этих словах — уважение к каждому из сограждан, стремление обогатить его культурным наследием, деловым опытом старших поколений.

Рассказы о том, чем знаменит родной город, могут длиться в этих стенах часами. Например, в таком направлении: куйбышевские памятники деревянного зодчества приближены к столичной архитектуре. Ажурная резьба, драгоценные изразцовые печи, сочетание всемирно признанных стилей. Да, честолюбивые каинские купцы ни в чем не хотели уступать столичным жителям.

Еще тема — известные люди города. К предстоящему в будущем году юбилею города готовится ряд мероприятий, призванных воскресить подзабытые имена, дать почувствовать молодым, кем надо гордиться и на кого равняться.

С этой же целью основан и «Музейный вестник». У газеты крохотный тираж — 200 — 250 экземпляров, и вскоре после выпуска она становится раритетом. Читают взахлеб и молодые, и старые.

На первой странице бессменный эпиграф, известные слова Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал». А дальше идет повествование: как жили наши предки сто, двести и больше лет назад, во что оценивали честь, достоинство, любовь к Родине.

Замечательная рубрика «Фото из прошлого». Печатают фотографии без подписи. Она и не требуется.

Вглядываешься в лица, а зная грядущие испытания, которые приготовлены этим людям, легко «выстраиваешь» продолжение судеб. И думаешь: а в нас ведь течет их кровь…

Фотографии статьи
222-24.jpg
222-23.jpg
222-22.jpg