Громкое возвращение «Тихого Дона»
Это событие стоит в стороне от всех этих «телекухонных» сражений, когда две команды полузвезд-полуфигуристов занимаются «перетягиванием каната» зрительского внимания. Потому что возвращение «Тихого Дона» — это действительно событие исторического масштаба: фильм гениального режиссера, снятый по гениальному роману, после 12 лет небытия воскрес и стал достоянием россиян, достоянием всего человечества.
Сама история этого шедевра драматична и полна событий исторического масштаба. Снимать этот фильм Бондарчук начал 17 лет назад — на закате перестройки. Кто помнит то славное время тотального дефицита, пустых магазинных полок и страстной жажды перемен, тот поймет, что о том, чтобы снимать такое масштабное полотно в Советском Союзе, не могло быть и речи: в стране в целом и во всех ее закоулках — в том числе и на «Мосфильме» — просто-напросто не было денег. И когда Сергей Федорович подал заявку на съемку фильма — ее, из уважения к «оскароносцу» и кинематографическому «аксакалу», приняли, но сразу дали понять, что денег на это дело он не дождется.
И тогда Бондарчук нашел инвестора за рубежом: итальянский продюсер Энцо Рисполи дал согласие финансировать этот проект. Расчет был прост: «Тихий Дон» Михаила Шолохова — произведение, отмеченное Нобелевской премией, Сергей Бондарчук — режиссер с мировой известностью, обладатель «Оскара», которого он удостоен за имевший шумный успех на Западе фильм «Война и мир».
Однако Рисполи сразу поставил мастеру условие: фильм будет сниматься с ориентацией на мировой прокат. А это значит: все актеры говорят на английском, в главных ролях — голливудские звезды. Бондарчук вынужден был согласиться.
В результате донского казака Григория Мелехова сыграл Руперт Эверетт. Нет слов, он замечательный актер, но не скрывает свою нетрадиционную половую ориентацию. Рассказывают, что, когда Бондарчук узнал, что актер, утвержденный им на главную роль, — гей, он был в шоке и несколько дней не мог прийти в себя. Но в конце концов актерские качества, проявленные Эвереттом, его способность вжиться в роль, понять и отразить всю гамму переживаний своего героя заставили Сергея Федоровича забыть о его личностных особенностях. Роль Пантелея Мелехова — отца Григория — исполнил «оскароносец» Мюррей Ф. Абрахам. Аксинью сыграла молодая голливудская звезда Дельфин Форест.
Остальные роли продюсер разрешил раздать нашим актерам. Жена Сергея Бондарчука, Ирина Скобцева, сыграла мать Григория Мелехова, Василису Ильиничну, дочь режиссера Алена Бондарчук — жену Григория, Наталью. Петра — брата Григория — сыграл Владимир Гостюхин, его жену Дарью — Наталья Андрейченко, мужа Аксиньи, Степана, сыграл Борис Щербаков.
Но Сергей Бондарчук снимал не глянцевую сказку на потребу западной публике — он делал русский фильм об одном из самых страшных, трагичных этапов нашей истории. И он повез голливудских актеров туда, где происходили все счастливые и кровавые события исторической эпопеи — на Верхний Дон, где живут внуки героев, где живы и казачий уклад, и память о тех незабываемых годах. Там иностранцы учились ходить, курить, гутарить — так, как это делают станичники. Потому что именно они, а не оскаровские академики, будут главными судьями, когда настанет время судить, удался мастеру фильм или нет.
Конечно, Бондарчук не предполагал, что после того, как все будет отснято, пленку арестуют и он сам так и не доживет до того момента, когда его работу увидят зрители...
Возвращение
История возвращения «Тихого Дона» на родину довольно туманна. Дело в том, что те, кто знает всю правду, предпочитают помалкивать. В процессе вызволения киноленты из «итальянского плена» пришлось обойти массу юридических подводных камней. В этом деле в тугой узел переплелись экономика, закон и дипломатия.
Рисполи для производства фильма взял ссуду в банке, но не смог вовремя вернуть деньги — и суд объявил его фирму банкротом, а сам фильм арестовал. Это по одним источникам. Но как бы там ни было, а более десяти лет все попытки семьи Бондарчука вернуть фильм в Россию были безуспешными.
Толчок этому, казалось бы, «мертвому» делу дал случай.
Вот как об этом рассказывает актер Андрей Руденский:
— Я сидел в кабинете у зубного врача. С открытым ртом. А дантист, который ставил мне пломбу, между делом рассказывал, что знаком с неким господином Рисполи, который когда-то занимался съемками «Тихого Дона». И доктор мне говорит: «Хорошо бы этот фильм вернуть в Россию!»
Самое удивительное: рассказывая все это Руденскому, дантист не знал, что Андрей сам снимался в этом фильме (он сыграл Евгения Листницкого), и судьба этого фильма волнует его в тысячу раз сильнее, чем патриотичного доктора.
Уже на следующий день Руденский и Рисполи встретились за обедом. Можно сказать, с этого момента и начинается история возвращения фильма в нашу страну... Самому Руденскому — и не только ему — пришлось на довольно продолжительное время стать дипломатом.
— Наша задача как посредников состояла в том, чтобы объяснить итальянцам особенности русского менталитета, а русским — особенности итальянского, — вспоминает Руденский. — Потому что проблема непонимания существовала. Непросто было вести переговоры и с самим Рисполи. Не могу сказать, что он человек плохой — он неплохой, и за те полтора года, что мы этим занимались, я слышал от него в адрес Сергея Бондарчука только хорошее. Он не плохой, но очень сложный, и поэтому весь процесс шел очень непросто. Но в конце концов главная цель была достигнута: мы смогли вытащить из-под Энцо Рисполи 160 тысяч метров пленки, отснятые Сергеем Бондарчуком за два года...
Правда, на одном из этапов пришлось привлекать высшие дипломатические силы.
— Я бы не хотел углубляться в долгую полудетективную историю этого процесса, слава Богу, что эта картина на родине и сейчас готова предстать перед своими зрителями. — Могу вам сказать, что попытки вернуть фильм предпринимались с самого окончания его съемок. В первую очередь эти попытки предпринимали Ирина Константиновна, Федор, Алена и другие члены семьи Сергея Бондарчука.
Наследство
Монтаж отцовского фильма поручили сыну Федору Бондарчуку.
— Федя очень долго настраивался на эту работу, — вспоминает Константин Эрнст. — Потому что это был фильм не просто талантливого режиссера, а его отца.
— Я прекрасно помню момент, когда я узнал о том, что «Тихий Дон» удалось вернуть, — рассказывает Федор Бондарчук. — У меня оставалось два дня до окончания съемок фильма «9 рота». Я — в окопе, мне звонит Константин Эрнст. Спрашивает: «Ты стоишь?» — «Да». — «Ну, садись тогда». Я сел. «Закури». Я закурил. Он говорит: «Водички попей, что ли». Я ему: «Говори, а то уже невозможно!» А он: «Тихий Дон» в России!»
Федор говорит, что ему было очень сложно монтировать фильм отца. Давило чувство ответственности:
— Первую склейку я сделал через месяц — после того как мы просто катали этот материал туда-сюда. В этот момент ты полностью берешь ответственность на себя и не понимаешь: правильно ты это сделал или нет? Кроме того, постоянно висел вопрос: все ли материалы доехали до России? Это я сейчас с полной уверенностью могу сказать: все, что было снято Сергеем Бондарчуком, вернулось на родину.
В то же время, бережно восстанавливая первоначальный замысел отца, Федор, как настоящий мастер, не мог не делать поправку на то, что с момента съемок прошло много времени — что само время уже не то, в котором жил и творил его отец: другая страна, другие люди, которые все воспринимают по-другому. И успех его «9 роты» говорит о том, что Федор знает, на каком языке говорить с этими людьми.
— Я возьму на себя смелость сказать, что отец делал картину, предполагая, что аудитория знает произведение «Тихий Дон». Но время меняется. Нам показалось возможным доснять образ самого Дона, который есть в романе Шолохова. Это все было необходимо, чтобы помочь зрителям лучше понять этот фильм. Наш замечательный оператор Сергей Астахов доснял панораму: природу, изменения времен года. Мы делали цветокоррекцию вместе с режиссером «Турецкого гамбита» Джаником Файзиевым. Конечно, не все сразу получалось, но мы сделали то, что сделали. Присутствует в фильме и компьютерная графика — я надеюсь, что все это будет незаметно зрителю...
Несмотря на то, что фильм снимал в России русский режиссер, все актеры в нем говорят на английском. Поэтому «Тихий Дон» пришлось не только монтировать, но и дублировать.
По идее Сергея Федоровича в «Тихом Доне» должен был звучать закадровый голос. Старший Бондарчук часто озвучивал картины сам. Но тут сын режиссера не решился взять на себя такую ответственную роль. Ее поручили Никите Михалкову.
— Когда мы подошли к теме закадрового голоса, то я понял, что это непременно должен делать Никита Сергеевич.
— И я безмерно благодарен ему, что при его безумном графике он нашел время для работы с нами, — говорит Федор Бондарчук.
Ни у кого нет сомнений, что сделано великое дело: шедевр, который практически считался утраченным, восстановлен. Конечно, его показ поднимет рейтинги «Первого канала». Но никто же не мешает телеканалу «Россия» найти другое — такое же нужное всем нам великое произведение. И донести его до наших умов и сердец. И это будет покруче всяких танцев. Даже если они и со звездами...