«В театр этот я внедрен!»
Иван Николаевич Мальцев — актер, заведующий труппой, известный в театральных кругах поэт с острым чувством юмора, считает себя хранителем театральных традиций и в этом видит свое нынешнее предназначение.
— Иван Николаевич, скажите, как же начинался этот театральный путь длиною в полвека?
— Я думаю, что еще с пятилетнего возраста, когда мальчишкой в маленьком родном городке бегал в клуб смотреть трофейные фильмы. Яркая, красивая жизнь, актеры, исполняющие необыкновенные роли, поющие, танцующие! Все это производило неизгладимое впечатление, хотелось как-то самому к этому прикоснуться. Стал заниматься в самодеятельности, имел успех. Потом армия, я служил в Германии, там в Доме офицеров была одна пожилая дама, бывшая актриса МХАТ, она и сказала мне, что в Новосибирске есть театральная студия, где можно выучиться на артиста. Вот я, демобилизовавшись, прямиком отправился поступать в актеры.
— Поступили?
— И да, и нет. В студии набор уже прошел, меня туда не взяли, но посоветовали обратиться в областной театр драмы, такое имя тогда носил наш «Старый дом». И я зимой по льду через реку отправился в «Кларушку», так мы называли клуб имени Клары Цеткин. Пришел, попал на прием к Рогачевскому, отцу-основателю театра, мест актерских не было, он предложил мне стать электриком. Конечно, я согласился, это такое счастье — работать в театре, потом дали небольшую роль. Вот так все и пошло...
— Да, недаром актерская байка гласит, что в театр не устраиваются на работу, а попадают, как в тюрьму или под трамвай. Уж что кому на роду написано… И как же складывалась дальнейшая судьба?
— Работа, работа и еще раз работа! Театр своего помещения не имел, играли на всех сценах города, а главное — разъезды по области по нескольку месяцев в году. А там — спектакли в деревнях, селах, зерносклады, помосты из автомашин. Но при всем этом мы оставались настоящим ТЕАТРОМ. Мы даже на этих убогих сценах выходили так же, как играли бы и в городских условиях. Так учили нас наши старшие товарищи, основатели театра — Рогачевский, Рылов, Либуркин, Филиппова и другие. Они не позволяли себе и нам относиться наплевательски к своей работе, где бы она ни была. В театре ставили пьесы самых различных авторов. Я играл Володина, Арбузова, Горького, Алешина, Мольера, Ибсена и еще многих драматургов.
— Иван Николаевич, в настоящее время, помимо актерской вы занимаете еще одну должность. Она называется «заведующий труппой», один из самых сложных и ответственных постов в театре. Как это возникло в вашей судьбе?
— Знаете, я человек очень аккуратный, ответственный, и постоянно, помимо актерской игры, был сначала помощником режиссера, а теперь вот уже много лет заведующий труппой. Для меня мой пост — это в первую очередь поддержание дисциплины в театре, поддержание театральных традиций. Особенно для молодых актеров. Иногда приходится очень серьезно, жестко общаться, чтобы дать понять актеру, как себя нужно вести. А чаще — быть дипломатом, применять, так сказать, кнут и пряник.
— Особой любовью у актеров, знаю, пользуются ваши стихотворные поздравления ко всем праздникам, юбилеям, бенефисам, рождениям детей, свадьбам и прочее. Когда пришла к вам эта муза?
— Все началось с театральных капустников, писали смешные тексты, переделывали классиков, пародировали. Однажды наш знаменитый юморист народный артист России Иван Андреевич Ромашко меня похвалил. С этой окрылившей меня похвалы и пошло.
— Иван Николаевич, вы — удивительный человек, на таких держатся настоящие театральные традиции, и хочется пожелать вам стойко и твердо стоять на своем посту еще много-много лет на благо театра.
— Спасибо. Я понимаю, что:
«В театр этот я внедрен
Почти полсотни лет назад,
Как их связующий канат,
Чтоб не порвалась связь
времен!»