USD 107.7409 EUR 114.3149
 

Ответственность как мера вещей

Интервью вела Татьяна ШИПИЛОВА.



Об особенностях соревнования этого года за право именоваться лучшими, за высокую деловую репутацию предприятия и качество его продукции (или услуг, оказываемых населению) мы попросили рассказать директора регионального этапа Всероссийской программы-конкурса Наталью Валентиновну ГОРБУНОВУ.

— В 2006 году в региональном этапе всероссийского конкурса «100 лучших товаров» в нашей области участвовали 33 предприятия (в основном сферы малого и среднего бизнеса), представивших вниманию конкурсной комиссии более 150 видов продукции и услуг.

Кардинальным отличием, принципиальной особенностью нынешнего конкурса можно назвать осмысление, настоящее философское осмысление — и комиссией, и в первую очередь производителями — категории качества.

Поясню. Если раньше мы в приложении к продукции рассматривали прежде всего безопасность ее для потребителя (грубо говоря, «съел — не отравился») плюс набор еще каких-то потребительских свойств, и чем больше набор этих свойств, тем продукция признавалась более качественной, то сейчас речь идет о другом. Да, мы можем купить продукт с большим количеством «наворотов», обеспечивающих нам комфорт, но если производство этих элементов повлекло за собой, допустим, дополнительные выбросы вредных веществ в атмосферу или ухудшение состояния рабочих мест и т. д., и т. п., то понятие «безопасность» в применении к этой продукции мы воспринимаем сегодня уже более широко. И в критерии ее оценки, помимо комфортности, включаем такие показатели, как, например, наличие экосертификата на производство или паспорта безопасности; состояние рабочих мест и т. д.

— Именно по этой причине региональная конкурсная комиссия побывала практически на всех предприятиях, участвующих в смотре?

— Да. И ситуации нам встречались разные... Но что отрадно: появилось в нашей области много небольших в общем-то предприятий, где руководство изначально, с первых дней возникновения производства, думало не только о конечном продукте, но и об уровне комфортности и соответствия всем современным нормам рабочих мест, их автоматизации, о санитарной обстановке в цехах, о дизайне рабочих помещений. И в то же время было несколько предприятий (я не буду их сейчас называть, потому что некоторые из них производят прекрасную — не имеющую аналогов в мире — продукцию), где процветала узнаваемая «заводская ситуация» прежних времен — скученность рабочих мест, их нерациональное обустройство и прочее подобное, что должно, я считаю, с российских предприятий уходить...

С радостью же можно отметить, что некоторые предприятия, создававшиеся 10 — 15 лет назад с нуля, маленькими шажками, постепенно обстановку на производстве создают правильную — с учетом тех факторов, о которых было сказано выше. Это — «Рушер-Н» и «Релан Зеро», «Фопос» и ряд других.

— Были в нынешней программе настоящие открытия?

— В номинации «Новинка года» региональной комиссией было предложено выдвинуть на всероссийский этап конкурса продукцию ООО «Ресурс-Н». Это молодое предприятие производит игровые комплексы для детей. Очень нужная продукция, которой в отечественном варианте нет вообще, представлена здесь огромной гаммой — от надувных батутов до полного оснащения детских игровых комнат и игровых площадок.

— Чем еще отличается нынешний конкурс от предыдущих?

— Тем, что в этом году обширнее, чем обычно, представлена группа изделий производственно-технического назначения, так называемая группа «А», составляющая основу для возвращения нашей промышленности на утерянные некогда позиции. Хотя эти тенденции начали проявляться уже в прошлом году. Так, продукция новосибирского ЗАО «Ренекс» (лауреата конкурса 2005 года) заинтересовала мэра Москвы Лужкова, что свидетельствует как о качестве, так и конкурентоспособности наших предприятий на общероссийском рынке.

— А предприятия малого бизнеса имеют деловые продолжения своих «лауреатских историй» прошлого года?

— Конечно. Например, Николай Крючков — производитель эксклюзивной мебели из Искитима — буквально завален заказами на 2 года вперед, и заказы эти идут не только из Сибирского федерального округа и России, но и дальнего и ближнего зарубежья. В этом смысле программа «100 лучших товаров России» — крестная мать многих интересных и перспективных начинаний и направлений работы предприятий Новосибирска и области.

— Наталья Валентиновна, а есть предприятия, участвующие в программе-конкурсе из года в год?

— Их много. Это шоколадная фабрика «Новосибирская», ОАО «Северянка», ЗАО «РиМ», ООО «Завод светопрозрачных конструкций «Профиль»...

Казалось бы, зачем им еще один диплом или лауреатство? Но конкурс из года в год, скажем так, все строже; возрастают требования, меняются критерии и, следовательно, участие в программе стимулирует совершенствование и рост предприятия. Не то чтобы их руководители от конкурса к конкурсу сидят за изучением бумаг: что бы нам такое еще внедрить? Просто они в курсе всех этих тенденций. Благодаря программе у них появляется реальное ощущение времени, и все новшества, все шаги к совершенствованию производства они делают органично и поступательно.

Немалую роль здесь играет и консалтинговая составляющая региональной программы «100 лучших товаров». Те же менеджеры шоколадной фабрики с благодарностью приняли приглашение принять участие в нашем семинаре по кондитерской продукции. А те знания, которые они получили на нем, им очень пригодились при вхождении предприятия в холдинг: все новые требования, озвученные учредителями, были им понятны и знакомы с того самого семинара в рамках программы «100 лучших товаров».

Традиционно для нас, новосибирцев, участие в конкурсе услуг принимают учреждения культуры, два раза подряд это была филармония, на этот раз — областной театр кукол.

— Пожалуйста, несколько слов о системе отбора, точнее, кто выступает в роли экспертов и судей?

— Для отбора участников как регионального, так и всероссийского этапов существуют две комиссии — экспертная конкурсная и региональная. Поскольку изначально организаторская функция лежит на структурах бывшего Госстандарта (нынешнего Ростехрегулирования), то региональную комиссию возглавляет директор ФГУ «Новосибирский ЦСМ» Николай Александрович Якимов, а экспертную — Юрий Антонович Петров — директор Центра сертификации и мониторинга качества продукции. Но в этом году наряду с постоянным составом мы более широко привлекали представителей обладминистрации, комитета по защите прав потребителей, Торгово-промышленной палаты, Ассоциации руководителей предприятий, Союза дизайнеров и Союза журналистов. Еще мы приглашали людей, которые бы могли дать более глубокую оценку предприятиям, им подведомственным. Потому что у нас была очень жесткая конкуренция в номинации «Услуги». Это Торгово-промышленная палата — одна из лучших в России. Медуниверситет — лауреат в конкурсе Минздрава РФ, химико-технологический колледж, развивший научную деятельность на базе среднего учебного заведения. (Кстати, у них сертифицирована система менеджмента качества, они вошли в зарубежные целевые программы).

И поскольку сложно было определиться с лидером, чтобы вопрос был решен, пришлось приглашать людей, которые могли представить более широкий спектр аргументов, выходящих за рамки анкеты.

— Конкурсу «100 лучших товаров России» скоро десять лет. На ваш взгляд, его роль в формировании нового производства, новых стандартов качества и отношения к ним, наконец, новой генерации людей — сверхответственных за свое дело — существует?

— Безусловно, существует. Потому что сама система подведения итогов очень большую роль отводит самооценке. Причем нередко по критериям, на которые прежде они внимания не обращали. Потом при подведении итогов сопоставляются как самооценка, так и оценка экспертов. А по соотношению баллов определяется степень готовности предприятия к новым требованиям. Обретенные же в ходе участия в программе навыки самооценки, принципы самооценки, чувство ответственности формируют в дальнейшем более широкий взгляд на свою деятельность. То есть программа «100 лучших товаров России» на сегодня одна из самых развернутых программ в области качества в России и становления, громко говоря, гражданского общества, в котором люди по отношению друг к другу чувствуют ответственность. Конечно, как и любое явление в жизни, она не безупречна, она требует доработки, шлифовки, может быть, каких-то изменений, но тем не менее роль ее велика.

Фотографии статьи
218-17.jpg