Это раньше лом да лопата...
Он пришел на железную дорогу в шестьдесят седьмом, по окончании училища. Как ни странно, не железнодорожного, а строительного. Которое, между прочим, окончил с отличием. А железной дороге грамотные специалисты всегда были нужны. Да и не чужой он здесь был.
— Дорога меня манила с детства. Мама, Наталья Николаевна, много лет работала путевым обходчиком, потом — дежурным по переезду. Мы тогда жили на станции Капралово. Там я и начал работать монтером пути. Многому научился у старых бригадиров. Это были люди легендарные. Они хоть и грамотой не владели — за зарплату в ведомости крестиками расписывались, зато опыт у них был богатейший, дело знали досконально. Помню Ивана Кузьмича Овчинникова, теперь уж его нет в живых. А в Бердске моим наставником был дорожный мастер Валерий Алексеевич Захаров. Поначалу ко мне присматривались. Полгода был бригадиром пути. А в 1977 Николай Степанович Сорочихин назначил меня дорожным мастером.
— Что вам вспоминается из первых лет работы?
— Многое. К примеру, когда монтером пути был, нас посылали в обходы. Ночь кругом. А ты идешь, молоточком рельсы простукиваешь… Нередко находили разрывы. Приходилось останавливать поезда во избежание аварий. Это уж потом появились дефектоскопные тележки, ну а о современной технике и говорить не приходится, с улыбкой говорит он.
Будучи уже несколько лет на заслуженном отдыхе, Виктор Александрович частенько приходит на околоток. И хоть из окон квартиры дорогу видно как на ладони, хочется постоять рядом, подышать ее воздухом, проникнуться атмосферой постоянного движения. Первое время, еще не освоившись в статусе пенсионера, даже вставал ночью по нескольку раз. Рабочий график, въевшийся в само его существо, заставлял подниматься и идти проверять, все ли в порядке. «Раньше-то я часто, особенно зимой, мог несколько раз за ночь пройти с проверкой. Хоть и дежурный есть, а все ж чувство ответственности не давало покоя. Отвыкать от этого пришлось долго», — признается Виктор Райтузов.
Он неразрывно связан с дорогой. Скучает не только по работе, но и по коллегам, многие из которых, как, например, Анатолий Аркадьевич Юдин, тоже уже на пенсии, а вот Николай Константинович Поляков, по словам Райтузова, сейчас возглавляет отделение на Сельской. За свой труд в 2002 году Виктор Александрович был удостоен высшей награды отрасли — знака «Почетный железнодорожник». Оглядываясь на пройденный путь, Виктор Александрович говорит: «Я никогда не жалел, что связал свою судьбу с железной дорогой. Она подарила уверенность в собственных силах, радость созидательного труда и ощущение, что живешь не зря».